Ах, ох, хлоп-хлоп-хлоп. Это практически все выражения, которыми можно отрецензировать "Возвращение Короля". Потому что невозможно передать иначе, почему крики "За Фродо!" и топот тысяч копыт вызывают страх и трепет, а не смех над пафосом момента. Потому что нет никакой возможности отрецензировать, скажем, железного дракона с огненными зубами, и сэра Иэна Маккелена на белом коне тоже нелегко отрецензировать. Поэтому - хлоп-хлоп-хлоп.
"Возвращение Короля" занимает сейчас, спустя месяц после начала мирового проката, четвертое место в списке величайших фильмов на свете в авторитетнейшей Internet Movie Database. На первом месте - "Крестный отец", на шестом - "Касабланка". Четвертую неделю подряд он возглавляет американские кассовые сборы. Самый страшный, самый эмоциональный и самый длинный из трех фильмов, блистательный венец достойнейшей трилогии, начавшейся "Братством Кольца" и продолжившейся "Двумя крепостями".
Третья часть стала крещендо и катарсисом. Питеру Джексону удалось то, что не получилось у славных братьев Вачовски, - выдержать интерес к фильму и сделать каждый следующий лучше предыдущего. В "Возвращении Короля" найден идеальный баланс между эпической простотой действия и живостью характеров, между шутками и пафосом, между всеми персонажами, наконец. Битва за крепость Минас-Тирит, кажется, самая масштабная батальная сцена в истории кино, и уж точно одна из лучших. К третьей части сглаживаются все шероховатости кастинга: все уже привыкли к Элайдже Вуду (Фродо), Лив Тайлер (Арвен) на месте и не раздражает, а кто играл хорошо, тот играет еще лучше. Потрясающий Вигго Мортенсен, к концу съемок откликавшийся на имя "Арагорн", сам не замечая этого, источает такие эротические флюиды в своей героической, но изначально асексуальной роли, что прямо очень удивительно, как он это делает. Энди Серкис, ответственный за голос и пластику Горлума, наконец-то появляется вживую и оказывается ничуть не хуже, чем наш любимый скользкий друг.
Эту прекрасную сказку рассказал нам Питер Джексон, знаменитый тем, что в любую погоду ходит в одних и тех же шортах, а также своими малобюджетными хоррорами "Дурной вкус" и "Живые мертвецы". Он выглядит так, как будто родился от гнома и хоббитянки, в окладистой бороде и круглых очках. Он никогда не оставляет семью: его жена пишет вместе с ним сценарии, а сын и дочь в титрах "Братства" указаны как "милые хоббитские дети", в титрах "Крепостей" - как "милые роханские дети", а в титрах "Возвращения Короля" - как "милые гондорские дети". До "Властелина" Джексон снял семь фильмов разной степени успешности, и вот (какая удача!) 4 года назад ему вручают почти $300 млн., отвозят в Новую Зеландию и предлагают работать так, как ему хочется. "Когда мне было 18, - говорит Джексон, - я прочитал эту книгу и стал ждать, пока кто-нибудь ее экранизирует. Спустя 20 лет я потерял терпение - пришлось самому".
Не стоит возмущаться, что "Возвращение Короля" опередило в Top-250 "Криминальное чтиво", "Мальтийского сокола" и "Броненосца "Потемкин". Это замечательная картина; замечательная настолько, что ее не стыдно поставить в ряд с какими-то уж совсем гениальными фильмами. Ее замечательность совсем другого рода - она не проникает в мозг и не течет по венам, смешиваясь с кровью, как "Килл Билл", а действует наоборот. Этот фильм забирает в себя и оставляет внутри своего мира, заставляя все пять тысяч зрителей "Пушкинского" затаить дыхание, как маленьких детей, слушающих про Соловья-разбойника. И как все-таки жаль, что навсегда закончились для всех нас приключения в том лучшем из миров, где зло падет, если уничтожить - хоть и с большими трудностями - всего лишь один маленький блестящий предмет.