- Это привычное для нас явление. Но это не имеет никакого отношения к реальности. Встреча с Президентом прошла хорошо. Любое изменение такого масштаба - длительная, кропотливая, согласованная работа. Не может в одночасье приниматься указ о подобного рода изменениях. Могут меня поменять, но не реформировать комиссию. Проведен большой анализ того, что плохо, что хорошо, как улучшить.
- А лично вы довольны работой комиссии?
- Не то чтобы очень доволен. Я отношусь к числу людей, которые почти никогда не бывают довольны собственной работой. Но разве можно сравнивать то, что было, и то, что мы имеем сегодня. Подобного рода статьи появляются тогда, когда задето за живое, когда люди не хотят расставаться с чем-то. Но центр принятия решений, понятно, не в правительственной комиссии.
- Правда ли, что ваша комиссия на следующем этапе будет заниматься реформированием структуры самого Правительства?
- Нет, комиссия подобными вещами заниматься не будет. Что касается структуры Правительства, это прерогатива исключительно председателя Правительства и Президента. Другое дело, что мы должны подготовить всю необходимую почву, чтобы решения по формированию структуры кабинета министров были максимально объективны, чтобы министерства и ведомства были нацелены на те задачи, которые сегодня актуальны для экономики и для всего общества.
Наша комиссия занимается, во-первых, анализом государственных функций (подготовка исходных данных). Во-вторых, определением сфер компетенции всех будущих министерств и ведомств. Будет перемещаться акцент от тех регуляторов, которые имеются сегодня, к более совершенным, универсальным регуляторам, которыми пользуется Евросоюз и другие страны, то есть наши потенциальные конкуренты в экономике. И третье: комиссия будет готовить нормативные акты по реформированию функций или их отмене.
- Давайте уточним. К 1 апреля вы все проанализируете и дадите свое заключение, а подготовка актов - это уже следующий этап?
- Не так. К 1 апреля будут приняты решения Правительства по исключению всех избыточных, дублирующих функций и функций, которые требуют частичного сокращения. По всем будет принято решение Правительства, потому что комиссия не принимает решения, она готовит их, снимая разногласия. Дух комиссии - дух согласительного органа. И вот 1 апреля будет третье заседание Правительства, на котором окончательно решится, какие полномочия каких министерств должны быть утрачены. Одновременно комиссии дано право рассматривать акты, которые уже меняют отношение к функциям, если эти акты не носят законодательный характер.
Мы также имеем возможность одобрять законодательные акты и предлагать их Правительству для внесения в Думу. Функции комиссии будут, естественно, видоизменяться в зависимости от задач, которые будут перед ней стоять.
- Возможен ли такой вариант, что какие-то министерства целиком лишатся своего статуса?
- Возможно, конечно. Когда просматриваешь функции и то, что от них остается, то невооруженным глазом видно, что требуется очень серьезное переформирование. Нам немного оппонирует РСПП, в частности Александр Шохин, который говорит, что надо нарисовать предполагаемый кабинет, назначить министров, а они уже сами выполнят задачу реформирования.
Сами они никогда это не выполнят. Никто никогда не сможет сам себя отреформировать. Поэтому и создана такая система в несколько ступеней, когда независимые эксперты, не имеющие никакого отношения к Правительству, дают конструкцию, дают решение, причем с очень серьезной аргументацией. Согласитесь, очень трудно представить, что если вдруг придут невообразимо умные министры, то сразу и без подготовки проведут эту работу.
- Говорят, вы предлагаете, чтобы группы, из которых состоит комиссия, перепроверили друг друга. Зачем?
- Последний просмотр будет именно такой. Будет создана некая смешанная группа, которая будет делать такой анализ. Какие-то отдельные блоки функций будут смотреть сразу несколько групп и ведущее министерство. Это нужно для того, чтобы ничего не упустить, не сделать ошибку. В частности, еще раз будем смотреть функции, касающиеся Водного и Лесного кодексов. 19 февраля состоится заседание Правительства по этим кодексам, и мы должны убедиться, что не притащили в эти новые законы то, что, мы считаем, не должно уже сегодня жить.
- Борис Сергеевич, сроки административной реформы связаны со сроками президентских выборов или это самостоятельные процессы?
- Могу сказать однозначно: конечно, связаны. Сформулированные сегодня задачи государственного управления должны лечь в основу будущей структуры, которую будет утверждать Президент. Дело не в сменяемости людей. Речь не идет о персоналиях. Все предыдущие должны оставить максимально больше всем последующим. Должна быть преемственность задач и функций. Наследие четырех лет нельзя оставить в том виде, каким оно было в 2000 году. Мы очень многое поняли, многое изучили за это время. Это не надо привязывать к какой-то личности. Любой кабинет министров, который будет сформирован, должен позаботиться об эффективной системе управления, о том, чтобы не исполнять то, чего не должно исполнять Правительство и вообще органы госуправления. Он должен позаботиться о том, чтобы все ориентиры, которые были сформулированы в прошлом послании Президента, выполнялись, чтобы экономика свободно развивалась.