24.01.2004 00:20
    Поделиться

    Русские мужья - лучшие в мире

    Восток-дело тонкое, к браку требования особые. Чтобы "закадрить" турчанку, необходимо получить разрешение у ее родителей, после "изима" (разрешения) следует несколько месяцев невинных свиданий, а затем - "нишан" (помолвка), которая продолжается целый год. На протяжении этого времени мужчину проверяют на прочность. Если заметят с посторонней женщиной, возникнут большие неприятности - пострадавшая сторона вправе предъявить "штрафные санкции".

    Такая "жесткая" концепция брака, как объяснили мне в Беледне (учреждение, выполняющее функции загса), связывает молодых задолго до официальной церемонии заключения брака и дает возможность избежать нежелательных моментов (например, разводов). На сегодняшний день разводы в турецких семьях составляют всего лишь 5 процентов на каждые 100 семей (крайне мало в сравнении с нашими 55%). В сравнении с арабскими законами, запрещающими местным женщинам выходить за иностранцев, турецкое законодательство весьма лояльно. Турецкое гражданство может получить каждый иностранец, находящийся в браке не менее трех лет. В местном загсе про русских уже слышали, даже регистрировали браки с русскими женами, но русских мужей не встречали.

    - Вряд ли такое возможно, - пожимают плечами служащие, - считается, что браки между турчанками и иностранцами не приносят ничего хорошего. Именно по этой причине всего лишь 3 процента местных женщин выходят за иностранцев.

    Визитная карточка "Александр Мишин - хызлы русча" (быстрый разговорный русский) - ведет в Русский культурный центр Стамбула, где Алекс преподает русский язык. Алекс неплохо выглядит (ни намека на лишние килограммы), хотя ему за сорок. Постоянно звонит телефон, он пытается отвечать на звонки и разговаривать со мной.

    - Ну что вы, милочка, - говорит он чисто по-московски. - Я как кошка. За мной надо поухаживать, чтобы что-то получить. Сметанкой накормить, приласкать, потом, может, что-то и получится. Возможно, я и буду расположен говорить с вами. - Оставив меня в недоумении, Алекс исчезает - у него урок.

    Горя желанием пообщаться (новое русское лицо за границей - дефицит), сотрудники центра излагают всю биографию Алекса.

    - Как и многие, кто с открытием границ ринулся в поисках птицы счастья, в далеком

    1983-м он выехал в Англию. В лучших традициях эмигрантов, поработав режиссером, официантом и еще бог знает кем, понял, что дома лучше. На полпути в Россию неожиданно завернул в Турцию: погреться на солнышке и проведать своих родственников, которые, по семейным преданиям, обитали где-то на побережье Средиземного моря. Двухдневный незапланированный тур затянулся и продолжается уже девятый год.

    - А как Алекс сейчас поживает? - спрашиваю у сотрудников.

    - Да ничего поживает. Преподает русский язык туркам. Каждый новый ученик - около двадцати долларов. Если умножить на количество человек в его группе, получается неплохая сумма. Только насчет его женитьбы вы ошиблись. Два с половиной месяца назад она ушла от него, и живут они отдельно.

    Мадам Баттерфляй. Бывшая?

    Жена Алекса преподает английский язык в местном университете Мармара. Звоню из телефонного аппарата на улице, договариваюсь о встрече. Рядом с телефонной будкой на глазах у всего честного народа целуется парочка местных. Сегодняшний Восток совсем не похож на классический. История любви между восточной женщиной - мадам Баттерфляй и европейским мужчиной безнадежно устарела, неизбежный трагический финал - тоже. Слова, произнесенные мадам Баттерфляй: "На Востоке женщина готова принести себя в жертву мужчине, который не стоит даже ее мизинца", кажутся анахронизмом.

    Эмина открывает двери, вместо традиционных турецких поцелуев пожимает руки. Сильные, отмечаю про себя, наверное, такой же характер. Во взгляде нет и намека на покорность. Несмотря на утро, в руках сигарета. Большинство турчанок курят намного больше мужчин.

    - Восточная жена сегодня не та, что раньше. Женщины почувствовали власть и вошли во вкус, - говорит Эмина.

    С 2002 года всех женщин уравняли в правах с мужчиной, и теперь при разводе каждая из них получает 50% нажитого имущества. Образованных женщин не так много, они знают себе цену, поэтому избалованы и капризны. Мужья предпочитают не спорить, а шутить, что турецкой женщине легче дать, чем отказать. Жена предыдущего премьер-министра Турции сопровождала мужа во всех командировках, решала, какого цвета галстук наденет ее супруг, и заведовала всей "политической кухней" страны.

    - Вы тоже заведовали "семейной кухней"?

    - Да. Алекс был не против, отдавал мне все деньги, я планировала бюджет. Впрочем, для вас, русских, не проблема, если жена "держит кошелек у себя". Так вы, кажется, говорите?

    - Слышала, вы сейчас не вместе?

    - Решили пожить отдельно, отдохнуть. Это не в первый раз. Два года назад, когда я ушла к маме впервые, была настоящая трагедия для всей семьи. В каком-нибудь селе из-за этого могла начаться кровная месть.

    Со стороны родственников жены отношение к русско-турецкому браку совсем неоднозначное. Отец до сих пор не признает брак не по традициям. Мать старается держаться в стороне, сестра и братья не вмешиваются. Среди соседей говорят всякое.

    - Что они о русских знают, - продолжает Эмина. - Балет, медведи, водка. Исторически у нас сложилась неприязнь к русским, которая начинается со школьных учебников. Я тоже была жертвой пропаганды, пока не появился Алекс. После встречи с ним я поняла, что русские мужчины - лучшие в мире. Никто не может так глубоко понять женщину. Алекс - мой муж, мой друг, мое второе "я".

    Под конец Эмина не может сдержать своих слез (на Востоке слез не стесняются, они считаются очищением и высшей степенью правды):

    - Боюсь, что после Алекса я не смогу ни с кем жить. Наши мужчины страстные, но эмоционально неразвиты. После замужества женщина берет власть, держит мужа за горло. Отношения в семье, как правило, кухонно-гастрономические. С Алексом все иначе. Мы до сих пор говорим про звезды.

    Любишь жену - люби ее Родину

    После того, как звезды были подсчитаны и брак зарегистрирован, на Алекса свалилось все сразу. Предстояло снять квартиру, подумать о совместном бюджете и начать зарабатывать деньги. Ехать в Россию Эмина отказывалась наотрез, а в Турции - тотальная безработица, вопросы адаптации, которая у мужчин традиционно происходит не так просто, встали на первый план. Мужчина привык чувствовать себя главой семьи. В случае перемены страны, как ни крути, он оказывается ведомым. Всему, даже самым обычным мелочам, вроде того, как ездить в троллейбусе, приходилось учиться, как маленькому ребенку

    Через друзей жены он связался с известным турецким певцом, который открывал компьютерную дизайнерскую студию. У певца были деньги, у Алекса опыт. Сняли помещение, он сел в директорское кресло. Почувствовав, что дело продвигается со скрипом, следуя известной турецкой поговорке "слово мое, хочу - даю, хочу - беру обратно", певец решил отойти от дел. Распродав за копейки все оборудование, Алекс понял, что с русскими иметь дело надежнее, и подался в Русский культурный центр.

    Закончив уроки, за чашкой турецкого кофе Алекс откровенничает:

    - Черт его знает, что случилось. Наверное, там, вверху, в моем гороскопе что-то заклинило и жизнь стала развиваться с точки зрения антилогики. Ну скажите, пожалуйста, как с точки зрения нормального человека можно жениться на "басурманке"?

    - Почему? В русской истории бывали случаи. Особенно в период русско-турецких войн многие привозили взятых в полон турчанок. Например, бабка Григория Мелехова была турчанкой.

    -Наверное - страсть, как у меня. После того, как я увидел Эмину, внутренний голос сказал:

    -Алекс, плюнь на все условности. У тебя русские были?

    -Были.

    -С ними просто?

    -Нет!

    -У тебя англичанки были?

    -Были.

    - А с ними как?

    -Тоже очень непросто.

    В тот момент не имело значения, иностранка она или русская. Это была женщина с большой буквы, и этого было достаточно. У наших женщин, у европеек, вы не увидите такой страсти. Здешние, как кошки, - если любят, готовы разорвать на части. Вот, смотрите, - Алекс показывает свежую газету, - у них это частенько случается.

    На второй полосе "Хюрриет" статья: турецкая жена, услышав слова мужа о том, что он имеет сексуальные фантазии в отношении ее сестры, подсыпала яду в пищу и отправила беднягу на тот свет. Приговор этой женщине максимально смягчили, учитывая, что у нее трое детей.

    - У меня случилось похожее, - улыбается Алекс. - Мы поругались, я пытался покончить с семейной жизнью, ударился в блуд. После очередного загула услышал в телефонной трубке тихий голос. Звонила жена. Со словами: "Еще раз увижу, убью", - повесила трубку.

    - Я испугался и, чтобы прийти в себя, пошел в хамам. Раздеваюсь, голым иду в баню, а какой-то важный турецкий господин, увидев мое причинное место, начинает выговаривать, называя это безответственностью. Сажусь и думаю, что с женой так же. Я не отбираю у нее свободу - иди, общайся, отдыхай, а она начинает думать, что это безответственность. Здесь же все такие "ответственные". Местные мужики постоянно отчета требуют: куда пошла, с кем разговаривала, во сколько пришла. Один турецкий муж моей русской знакомой, приходя домой, первым делом закрывал шторы. Я этого никогда не делаю, мне на это наплевать. Моя супруга поначалу удивлялась, это повергало ее в состояние шока, потом привыкла и даже своим подругам стала обо мне рассказывать. Многие не верили, ходили, как на экскурсию, посмотреть на меня. Для них я и мой образ мысли - нечто невероятное. Их система ценностей глубоко расходится с нашей и, чтобы примирить их у себя в душе, надо быть большим философом.

    - А сейчас не боитесь?

    - Не боюсь, но знаю, что может, - смеется. - Вся наша жизнь - борьба. То один, то другой выигрывает битву. Что остается делать? Тут, как говорится, две дорожки: расстаться или остаться. Расстаться легко - два часа в самолете, и дома, но почему-то, думая об этом, я все равно остаюсь и каждый раз возвращаюсь обратно.

    Запад есть Запад, Восток есть Восток. Примирить эти миры невозможно, особенно когда начинаешь думать о взаимоотношениях мужчины и женщины.

    Поделиться