- Уважаемый Валерий Васильевич, на какой основе могло бы быть достигнуто урегулирование грузино-абхазского конфликта?
- Мы исходим из того, что первоочередное дело, без которого невозможно все остальное, восстановить доверие между грузинской и абхазской сторонами. Логика здесь проста: не будет доверия, не будет и серьезной основы для переговорного процесса.
В принципе - и так считает подавляющее большинство вовлеченных в поиск решения проблемы сторон - достижение доверия не является уж столь архисложной задачей. Главное условие - наличие политической воли. Средства - налаживание грузино-абхазского экономического сотрудничества, возвращение беженцев, решение вопросов безопасности.
Разумеется, такие фундаментальные положения, как уважение суверенитета, территориальной целостности, а также международно-юридические аспекты урегулирования, в том числе зафиксированные в Московском соглашении о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г., в документах СБ ООН, докладах Генерального секретаря ООН и др., также должны в полной мере учитываться.
- Это понятно, но как эти принципы могут быть конкретно воплощены в жизнь?
- Базовый момент - ясная и недвусмысленная приверженность мирным методам урегулирования. Путь переговоров выведет, в конечном счете, и на предметный разговор о статусе Абхазии. Естественно, что Россия как член международного сообщества и как страна, имеющая статус содействующей стороны, самым активным образом участвует в этом процессе.
- Ожидается, что новый президент Грузии Михаил Саакашвили прибудет в Россию с визитом. Что надеются услышать от него в Москве по урегулированию грузино-абхазского конфликта?
- Как я уже сказал, прежде всего важно подтверждение делающихся сейчас грузинской стороной заявлений о том, что новое грузинское руководство намерено решать данную проблему сугубо мирным путем.
Во-вторых, необходимо, чтобы грузинская сторона была нацелена на выполнение договоренностей, достигнутых на российско-грузинском саммите с участием абхазской стороны в марте 2003 года в Сочи. Напомню: тогда участники встречи согласились работать по трем направлениям - возвращение беженцев в Гальский район Абхазии, восстановление сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию и модернизация каскада электростанций "Ингури-ГЭС". Эти сочинские договоренности как раз и являются шагами по воссозданию доверия между сторонами, и их поддержали "Группа друзей Генсекретаря ООН по Грузии" (в нее входят Россия, США, Германия, Франция и Англия) и Совет Безопасности ООН. Кстати, можно сказать, что в развитие Сочинских договоренностей под эгидой ООН в Женеве состоялись две встречи "Группы друзей". Попутно отмечу, что роль ООН в этом процессе имеет принципиальное значение. Активная целеустремленная работа спецпредставителя Генерального секретаря ООН чрезвычайно полезна и плодотворна. По итогам встреч в Сочи в Женеве созданы рабочие группы по их реализации, но, к сожалению, в последние месяцы в связи со сменой руководства в Грузии работа групп была приостановлена. Теперь надо ее возобновлять.
Еще один момент. В Сочи было достигнуто взаимопонимание о целесообразности инициировать отмену запрета на государственные экономические и иные связи с Абхазией, принятого Советом глав государств СНГ в 1996 году и приобретшего сейчас контрпродуктивный характер. Однако в дальнейшем прежнее грузинское руководство несколько отошло от этого взаимопонимания. Сейчас нас обнадеживают заявления Саакашвили о его готовности предпринять смелые шаги в плане учета интересов абхазской стороны, о нежелательности изоляции Абхазии. Согласие на снятие упомянутых санкций было бы очень важно для создания новой атмосферы в грузино-абхазских взаимоотношениях, облегчающей урегулирование.
И, наконец, для участников переговоров необходимо иметь четкое представление, что сама Грузия планирует сделать в практическом плане для разрешения конфликтной ситуации. Это было бы гораздо конструктивнее, чем попытки грузинской стороны возложить на Россию ответственность за сложности в урегулировании подобные тем, что предпринимались на днях в Нью-Йорке на заседании Совета Безопасности.
- Вы говорили о возвращении беженцев. Это осуществимая цель?
- Вполне. С учетом важного гуманитарного характера этой проблемы есть смысл особо выделить ее в числе вышеупомянутых мер создания доверия. Россия готова приступить к ее обсуждению с грузинами и абхазами в рамках соответствующей рабочей группы, образованной согласно сочинским договоренностям. Важно только воздерживаться от политизации этой темы, иначе работа может зайти в тупик. К тому же, по различным оценкам, более 60 тысяч беженцев по существу возвратились к месту своего проживания в Гальском районе. Необходимо подкрепить это соответствующими правовыми нормами и обязательствами, в том числе по обеспечению безопасности. Одновременно надо наращивать трехсторонние усилия на обозначенных в Сочи экономических направлениях.
- Известно, что абхазов критикуют за неготовность принять на своей территории гражданских полицейских Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). Что вы можете сказать по этому поводу?
- Развертывание гражданского полицейского компонента МООННГ предусмотрено резолюцией СБ ООН. Что касается Сухуми, то сдержанность его позиции объясняется тем, что абхазы опасаются попыток внедрить международную администрацию в Гальском районе. Видимо, им надо убедительно объяснять суть функций этих международных полицейских, чтобы таких опасений не возникало.
В целом хочу сказать, что Россия заинтересована в скорейшем возобновлении политического диалога грузинской и абхазской сторон в сотрудничестве со спецпредставителем Генсекретаря ООН по Грузии. Главное, чтобы в новых условиях сами стороны взялись за решение имеющихся проблем. Мы готовы к совместной работе и со сторонами в конфликте, и с ООН.