Итак, согласно действующему законодательству Правительство РФ каждый год утверждает объемы эмиссии государственных ценных бумаг на текущий финансовый год. Объемы принимают в соответствии с теми показателями, которые приняты федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно закону о бюджете, в этом году предусмотрено привлечение средств внутреннего рынка в объеме 258 миллиардов рублей. Кроме того, и это также заложено в бюджете текущего года, в 2004 году предусмотрено переоформление части портфеля банка России в новые государственные ценные бумаги. Другими словами, часть старого портфеля будет переоформлена в новые бумаги. Исходя из этих двух позиций, Минфином и была предложена на утверждение Правительства России цифра по объемам эмиссии на 2004 год. Предполагается, что общий объем составит 361 миллиард рублей. При этом ГКО будет напечатано на 41 миллиард рублей, ОФЗ на 290 миллиардов, 70 миллиардов пойдет на переоформление портфеля Банка России, а на оставшиеся 30 миллиардов Минфин предполагает выпустить новые финансовые инструменты - государственные сберегательные облигации (ГСО).
По словам заместителя министра финансов РФ Беллы Златкис, главное финансовое ведомство страны не ожидает существенного снижения уровня доходности государственных ценных бумаг. По ее прогнозам, уровень доходности по длинным бумагам выпуска ОФЗ в течение года будет находиться на уровне 8-10 процентов годовых. Помимо этого Минфин планирует размещение в 2004 году "эталонных выпусков", которые и будут служить ориентиром доходности. Начнется это размещение в середине года на срок три, пять и 10 лет. Минфин предполагает выпустить по одному выпуску на каждый из указанных сроков объем эмиссии по 30 миллиардов рублей. При этом необходимо оговориться, что эти бумаги предполагают ограничения для инвесторов - на одного инвестора не должно приходиться более 30-35 процентов от объема выпуска.
Что касается перегрева рынка и планов на столь большой для наших граждан объем заимствований на внутреннем рынке, то, по словам замруководителя департамента управления государственным внутренним долгом Минфина Александра Чумаченко, бюджет принят с профицитом. Минфин как и в прошлом году будет делать акцент на средние и долгосрочные заимствования, поэтому ОФЗ может быть предложено на рынке в объеме 220 миллиардов рублей.
Так как Центробанк достаточно активно работает на рынке в коротком сегменте, то объем заимствований в виде коротких бумаг (ГКО) будет незначителен - 41 миллиард рублей. И это дает следующие показатели: 258 миллиардов рублей - привлечение, погашение в этом году планируется на сумму 188 миллиардов рублей. Таким образом чистое привлечение по бумагам составит более 140 миллиардов рублей.
Помимо уже привычных инструментов планируется, что в 2004 году на рынке появится новая бумага - государственные сберегательные облигации (ГСО), которая будет представлена в размере 30 миллиардов рублей. В декабре 2003 года Минфин внес на рассмотрение в Правительство новые генеральные условия эмиссии и обращения ГСО, утверждение которых необходимо для запуска нового рынка. Спровоцировало появление этих бумаг принятие закона об инвестировании пенсионных средств в ценные бумаги, что относится к накопительной части пенсии. Как сказал Александр Чумаченко в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты", "в соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России до передачи денег управляющим компаниям имеет право вкладывать деньги в государственные ценные бумаги. Учитывая, что объемы накопительной части постоянно возрастают, то соответственно будет повышаться и доля участия Пенсионного фонда в государственных ценных бумагах. После того как Пенсионный фонд передаст средства управляющим компаниям, часть активов может быть вложена в государственные ценные бумаги. Сейчас значительная часть их будет поступать в государственные управляющие компании".
Отметим, что при рассмотрении этого вопроса Правительство акцентировало внимание на том, что на рынке госбумаг необходимо значительно снижать удельный вес банков с госучастием, то появление на рынке ГСО позволит снизить и долю той же управляющей компании на рынке ГКО-ОФЗ. Другими словами, это поможет тому разрядить ситуацию, когда пассивный инвестор начинает держать бумагу до погашения и тем самым губит ликвидность рынка ГКО-ОФЗ. Поэтому перед новым инструментом стоит задача частично оттянуть на себя те средства, которые придут из пенсионной системы. Бумага, пояснил А.Чумаченко, размещается на добровольных началах, она никому не навязывается, поэтому и частная, и управляющая государственная компании будут иметь выбор - либо вложиться в рынок ОФЗ, либо в ГСО.
При этом, хотя ГСО на является торговым инструментом, его можно отнести к разряду рыночных. Размещаться эти бумаги будут по тем ставкам, которые будут формироваться на рынке. Другими словами, это означает, что Минфин не будет привлекать средства пенсионной системы по низким ставкам, предлагая ГСО. Скорее всего их ставки будут сопоставимы с теми, которые сегодня существуют на рынке ОФЗ. Однако эти новые бумаги появятся на рынке только тогда, когда будет окончательно утверждена структура ГСО. Что касается рынка ГКО-ОФЗ, то нельзя не отметить, что, по крайней мере на сегодняшний момент, рынок достаточно активен. Минфин в январе уже провел два аукциона, следующие два аукциона планируется провести 4 февраля.
Между тем
Напомним, Минфин после кризиса 1998 года являлся, пожалуй, одним из ярых противников появления большого количества нерезидентов на внутреннем российском рынке госбумаг в силу того, что именно иностранные инвесторы сняли тогда основные "сливки", получая высокие доходы. Однако с 1 июля вероятен очередной массовый приход нерезидентов в силу того, что именно с 1 июля вступают в силу отдельные положения новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", иностранные инвесторы смогут покупать российские государственные бумаги на внутреннем рынке. Помимо этого в планах Центробанка на 2004 год организовать срочный рынок госдолга, который без фьючерсных контрактов не такой эффективный, каким должен быть на самом деле. Сейчас ЦБ РФ готовит нормативную базу, которая должна будет определить условия участия нерезидентов в этом сегменте рынка. Одним из ограничений, которое планируется ввести, дабы не спровоцировать массированный приток иностранных спекулянтов, может стать требование к нерезидентам депонировать 20 процентов от объема инвестиций на беспроцентном депозите Центробанка.