Среди тем, которые активно обсуждаются по сей день, - справедливость совмещения в одной программе спектаклей столичных и провинциальных, адекватность и широта экспертного отбора, субъективность экспертов и организаторов, сама необходимость общероссийской премии. Напомним, "Золотая маска" задумывалась и начинала свое существование как премия сугубо московская, такая же, как "Золотой софит" в Петербурге. Москва, лишившись своей собственной премии, лишь в прошлом сезоне сумела восстановить ее под названием "Гвоздь сезона". И все же очевидно, что фестиваль за эти годы сумел представить и показать в столице яркие, порой выдающиеся театральные работы России. И потому вполне логично, что конкурс этого года предваряет уникальная гастрольная юбилейная программа. Ее открывают три балета Бориса Эйфмана, которые в разные года были показаны на "Маске", - "Кто есть кто", "Русский Гамлет" и "Красная Жизель". А следом за ней - весь шекспировский цикл Эймунтаса Някрошюса ("Гамлет", "Макбет" и "Отелло") - выдающиеся произведения литовского мастера. Специально к ним приурочены две "Золотые лекции" известного шекспироведа Алексея Бартошевича. В Театральном центре на Страстном он расскажет об интерпретации этих пьес в ХХ веке.
Юбилейную афишу дополнят театр визуального перформанса "АХЕ", театр Антона Адасинского "Дерево", Евгений Гришковец со всеми своими моноспектаклями в один день, Новосибирский театр оперы и балета, Театр драмы им. П. Ойунского из Якутии, театр "Провинциальные танцы". Особую часть юбилейной программы составят спектакли проекта "Новая драма", и прежде всего "Он, она, не я и я" и "Активная сторона бесконечности" по пьесам Клима с замечательными актерскими работами Александра Лыкова (Санкт-Петербург, режиссер Алексей Янковский).
С 18 по 28 февраля пройдет не менее уникальная экспозиция. "Золотая маска" совместно с журналом Vogue представит в Малом Манеже выставку "PRO-театр", посвященную работам театральных художников новой России. Автор экспозиционных идей Александр Боровский предложил взять за основу выставки обыкновенную... фанеру. О том, что он с ней сделает, мы расскажем подробнее в следующих номерах "РГ".