11.02.2004 04:15
    Поделиться

    Жизнь взаймы

    Еще несколько лет назад мало кому из людей, живущих от зарплаты до зарплаты, было по силам купить в рассрочку, например, мебель. Банки требовали такие большие и надежные залоги, что под кредит приходилось "выставлять" собственную ква-ртиру. Да и проценты порой достигали цены собственно покупки.

    Ситуация изменилась в 2001 году. К тому времени корпоративное кредитование некоторым образом зашло в тупик и практически перестало развиваться. Компании "расхватали банки", а поскольку за клиентов те сражались "не на жизнь, а на смерть", то сегодня редкое юридическое лицо захочет поменять кредитора. Вот тогда банкиры обратили свой взор на физических лиц, то есть на нас с вами. Тем более что благосостояние россиян из года в год растет, развиваются торговые сети, туристический бизнес, рынок медицинских услуг.

    Граждане с благодарностью откликнулись на возросшее предложение. За последние пятнадцать лет их бытовая техника обветшала и устарела. И многие семьи уже начали откладывать деньги на новые холодильники и прочую домашнюю технику. Но куда лучше сразу приобрести, например, телевизор или компьютер, с удовольствием пользоваться ими и потихоньку выплачивать кредит. Тем более что сделать это стало легко и недорого. В некоторых магазинах кредит оформляют за несколько минут сразу у прилавка, под очень гуманные проценты, а то и вовсе без них.

    Все довольны - всем хорошо. Не случайно в прошлом году потребительские кредиты выросли почти в два раза. Впрочем, настоящий бум "жизни взаймы" специалисты прогнозируют в 2006 году. Тогда, по их подсчетам, до 30 процентов автомобилей и бытовой техники россияне будут покупать в кредит, занимая деньги у банков. А это достаточно приличный капитал - прогнозируется, что рынок потребительского кредитования приблизится к 2 миллиардам долларов.

    К такому наплыву клиентов надо готовиться. Главная головная боль здесь выпадет на долю банкиров. Выгода хоть и очевидна, но и риски немалые, да и расходы предстоят нешуточные.

    Банкиры также понимают, что выиграет тот, кто сумеет создать для клиентов наиболее комфортные условия. Одно из важнейших условий - быстрота и простота получения кредита. Но нельзя же вслепую "раздавать" деньги! Для начала, надо выяснить, насколько кредитоспособен покупатель. В борьбе за клиентов придется также расширять сеть банковских филиалов, чтобы быть ближе к народу, жаждущему купить дорогую вещицу в кредит.

    Банки готовы на все это раскошелиться, но их волнует, что гарантии возврата кредитов пока очень ненадежные. Если клиент, например, не сможет выплатить в срок всю сумму, то есть обанкротится, на него можно подать в суд. Банк, безусловно, дело выиграет. Вот только ждать своих денег будет годами, ведь горе-клиент станет выплачивать ему ежемесячно не более 20 процентов от своей официальной зарплаты. Большего с него суд потребовать не может.

    Тем не менее банкиры понимают, что кредитные услуги для населения надо расширять. Эта финансовая целина сулит богатый урожай. Но как утверждают специалисты, такие инвестиции начинают окупаться, когда кредитный портфель разбухает до 500 тысяч заказов. И сегодня на всероссийском конгрессе все заинтересованные стороны намерены разработать стратегию развития рынка потребительского кредитования.

    Как расселились банки по регионам

    Центральный федеральный округ 56,3%

    Приволжский ФО 11,7%

    Южный ФО 10,3%

    Северо-Западный ФО 6,5%

    Сибирский ФО 6,0%

    Уральский ФО 5,7%

    Дальневосточный ФО 3,5%

    Поделиться