17.02.2004 03:46
    Поделиться

    Финансовому рынку - надзорный монстр

    Однако идея создания суперведомства трещит под собственной тяжестью

    Свое отношение к организации "монстра", контролирующего все финансовые рынки, глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков высказал еще в конце прошлого года, подчеркнув, что необходимо обеспечить единые принципы регулирования финансовым рынком и сосредоточение всех надзорных функций в одном органе - это крайняя форма реализации такой концепции регулирования. Сложившаяся в России структура органов надзора на финансовом рынке, по мнению Игоря Костикова, в целом соответствует уровню его развития и еще не исчерпала своего потенциала. К тому же, если единый контролирующий орган будет создан в данный момент, то возникнет дефицит компетентности регулятора. Поэтому в настоящее время более целесообразным представляется совершенствование механизма разграничения полномочий органов, осуществляющих надзор за финансовыми рынками, на основе принципа функционального регулирования.

    Как следует из документа Минэкономразвития "О целесообразности создания единого органа по регулированию финансовых рынков", Минфин предложения Минэкономразвития поддерживает; МАП предлагает создать правительственную комиссию по финрынкам, включив в ее состав представителей надзорных госорганов и саморегулируемых организаций, депутатов и сенаторов; а Центробанк - сосредоточиться на принятии необходимых законов, после чего вернуться к вопросу об организации мегарегулятора исходя из результатов законотворческой деятельности.

    Аналитики полагают, что появление суперведомства, регулирующего все финансовые рынки, в России возможно, но в отдаленной перспективе. Как рассказал в интервью "Российской бизнес-газете" эксперт банковского Комитета Госдумы Олег Иванов, вся западная практика учит тому, что переход к мегарегулированию на финансовых рынках - это очень длительный процесс. Последние европейские реформы конца прошлого века, связанные с реформированием системы контроля на финрынках, готовились и проводились в несколько этапов, и на это уходило как минимум 3-5 лет. И это вполне естественно, ведь прежде чем начнет работать единый надзорный орган, необходимо гармонизировать законодательство в сфере финансовых рынков.

    "Сегодня каждый из секторов финрынка - банковский, страховой, фондовый, пенсионный, - регулируется отдельным государственным органом. Страховой надзор осуществляется отдельным департаментом при Минфине, и финансовое ведомство пока не готово расстаться с этой функцией, поскольку страховой рынок - это серьезный и растущий сектор финансового рынка, и контроль за этой сферой существенно повышает авторитет Минфина. Инспекция при Министерстве труда и социального развития контролирует работу негосударственных пенсионных фондов и очень далека от финансовых рынков. Хотя в условиях предстоящей трансформации на российском рынке, прежде всего связанной с пенсионной реформой, в этот сектор попадут существенные средства. Через пять лет объем денег, контролируемых пенсионными и страховыми компаниями, приблизится к объемам ресурсов, аккумулированных банковскими. К этому времени система надзора на этих рынках должна быть кардинально модернизирована, иначе она будет неработоспособна", - считает Олег Иванов.

    "По-другому обстоят дела в системе регулирования кредитных организаций. В последние годы в Центробанке идет работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, предпринимаются конкретные шаги по улучшению надзора в этой сфере. Поэтому вполне логично, что, говоря о создании суперведомства, контролирующего финансовые рынки, чиновники Минэкономразвития предлагают оставить банковский надзор в руках ЦБ. Никакой другой орган с этим попросту не справится. Однако "особое отношение к ЦБ" разрушает саму идею мегарегулятора, ведь на долю банковской системы сейчас приходится около 80 процентов всех операций, осуществляемых в финансовом секторе.

    Еще один регулятор, ФКЦБ, осуществляет контроль за фондовым рынком. И, пожалуй, из всех российских надзорных органов в финансовой сфере это наиболее профессиональный самостоятельный регулятор и с точки зрения развитости нормативно-правовой базы, и с точки зрения уровня профессионализма экспертного состава. Этим обстоятельством, видимо, и объясняется тот факт, что ведомство Германа Грефа в качестве претендента на роль мегарегулятора называет ФКЦБ. К тому же в развитых экономиках именно рынок ценных бумаг выступает неким концентратором, на котором совместно работают различные финансовые институты".

    Поделиться