Однако события последних недель - взрывы в Москве и Мадриде, а также психическая атака террористов, пригрозивших взрывами на железных дорогах во Франции, - внезапно выдвинули Европу на передовую антитеррористической войны. Давайте присмотримся к концепциям, с которыми подошли к этому этапу в Старом и Новом Свете.
Коалиционный мезальянс
Два с половиной года назад, после теракта 11 сентября, под лидерством США и по безальтернативному кредо президента Буша "кто не с нами, тот против нас" мир сформировал первую антитеррористическую коалицию. Джордж Буш и не скрывал, что кредо это сугубо американское. То, что оно станет коалиционным, подразумевалось само собой.
Увы, не стало. Пока эксперты выясняли, кого же в этом винить - самоуверенную Америку, ее строптивых союзников или изобретательных недругов западных демократий, история с геополитикой сами расставили все по местам.
Недруги не вечны. Получив американскую взбучку, афганские талибы навсегда исчезли с политической сцены. Исчез и режим Саддама Хусейна, которого выпорола первая коалиция. Называли немало очередников на экзекуцию - Иран, Ливию, Сирию, Северную Корею, "если они не исправятся". Они исправляются: по приказу полковника Каддафи, главы Ливийской Народной Джамахирии, все ядерные установки в этой стране внезапно демонтированы и в тщательно пронумерованных ящиках отправлены в США. Почему - в США? Почему не международному агентству МАГАТЭ, как раз и уполномоченному следить за тем, чтобы ни один диктатор не обзавелся ядерной дубинкой? Думаю, очевидно: формулу "кто не с нами, тот против нас" авторитарные режимы усваивают быстрее и лучше, чем озабоченные правами человека европейские демократии.
Партнеры не стабильны. Вступая в антитеррористическую коалицию, Россия, например, была уверена: уж теперь-то на почве общей борьбы с мировым злом США вместе со своими союзниками найдут наконец соответствующие юридические определения и вооруженному чеченскому сепаратизму. Ведь миру представлены неотразимые доказательства, что бандформирования в Чечне финансируются экстремистскими исламскими фондами, а воюют в их рядах "солдаты удачи" не только из арабских, но даже из европейских стран. Все впустую: до сих пор чеченскому терроризму отказывают в праве считаться частью международного терроризма - дескать, не тянет он на "мировой уровень", это "внутренняя российская проблема"! Никто из партнеров по антитеррористической коалиции не внял и просьбам России об экстрадиции преступников, на чьих руках кровь десятков и сотен невинных людей. А когда такую просьбу после долгой и трудной полемики между нашими странами все-таки уважила Грузия, она же за это подверглась порицанию со стороны Совета Европы.
Здесь самое время вспомнить и об Испании. В разгар полемики между сторонниками и противниками вооруженной интервенции в Ирак представители "старой Европы" не раз высказывали подозрения, что активность премьера Хосе Марии Аснара связана с желанием раз и навсегда покончить с гидрой баскского терроризма, разъедающего его страну уже 35 лет. И хотя взрывы в Мадриде взяла на себя "Аль-Каида", версию о взаимодействии локального терроризма с интернациональным приходится рассматривать как рабочую. Вся беда в том, что формула первой коалиции, уповавшей главным образом на военный кулак, не считала первоочередной задачей коллективную проработку таких гипотез силами спецслужб стран-союзников.
Вообще, надо признать, европейские союзники США на антитеррористическом фронте оказались в весьма двусмысленном положении. Некоторые из них так тщательно копировали американскую модель противостояния терроризму в своих собственных странах, что, пожалуй, скоро ее превзойдут. Министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт уже требует ужесточить принятый три года назад антитеррористический закон - распространить его не только на приезжую иностранную публику, но и на сограждан. Учредить специальные трибуналы без присяжных, с судьями и адвокатами, кандидатуры которых будут подбираться по согласованию со спецслужбами. Оснастить паспорта всех британских граждан специальными "чипами", чтобы занести в их память отпечатки пальцев и радужную оболочку глаза владельца. Если эти нововведения пройдут через парламент, британское антитеррористическое законодательство станет самым репрессивным в Европе.
Францию уже больше месяца держит в напряжении безвестная террористическая группа AZF, развязавшая "минную войну на рельсах" - пока, к счастью, психическую, без жертв. В результате и французские законодатели без колебаний ужесточили арсенал борьбы с экстремизмом.
Иными словами, у себя дома европейские демократии защищаются от террористов совершенно "по-американски" - та же ставка на кулак, даже если приходится приносить в жертву гражданские свободы, а порой и основные права человека. При этом нельзя не видеть, что и принадлежность к НАТО, и союзнические обязательства с США для большинства европейских стран отступают на второй план, если это может обернуться риском их втягивания в опасные международные авантюры. Как же понять эту противоречивую логику?
Похвальное слово спецслужбам
Думаю, дело тут в том, что как Евросоюз в целом, так и каждое из европейских правительств лучше слышат общественное мнение в своих странах и больше считаются с ним. Стоит в этой связи заметить одно интеллектуальное собрание, хотя оно-то постаралось остаться незамеченным. В последние дни февраля "Клуб Монако" собрал около сорока влиятельных политических персон, чтобы проанализировать состояние борьбы с современным терроризмом. Работа шла при закрытых дверях - верный знак, что клуб предпринял серьезный аналитический штурм проблемы и свой доклад предназначает правительствам Европы. Даже состав участников собрания не был предан огласке, кроме самых общих сведений: бывшие премьер-министры и бывшие министры иностранных дел стран Средиземноморского региона, включая "высокопоставленных представителей Израиля и Палестины". Два конкретных имени все же выплыли наружу: вел собрание бывший генсек ООН Бутрос Бутрос-Гали, а основной доклад сделал знаменитый французский следователь Жан-Луи Брюгьер - несомненно, один из лучших в Европе экспертов по терроризму. К счастью, на условиях анонимности участники собрания все же сообщили прессе о своих основных выводах и рекомендациях. Вот ради них, пусть очень скупых и наверняка не полных, и стоило заметить это незаметное собрание.
Итак, шесть зарубок на память:
Главная особенность современного терроризма - способность к мутации. По сути, он представляет собой угрозу вирусного типа: эпидемия надвигается, характер заболевания известен, не ясно только, когда она ударит и где ударит больней всего. Как правило, легче всего вирус проникает в ослабленный организм. Поэтому следует избавиться от заблуждения, что локальный и международный терроризм существуют как бы "параллельно", не соприкасаясь друг с другом.
Концепция "Аль-Каиды" в том виде, как ее сегодня представляют общественному мнению, настолько легковесна и несостоятельна, что лишь заслоняет всю сложность радикальной исламской угрозы. Даже арест Усамы бен Ладена ничего не изменит. Это по сути мифический персонаж, у которого нет реальной власти ни в одной из известных террористических структур.
Основной питомник реальной террористической угрозы сегодня образовался в Пакистане, где произошло слияние старого ядра "Аль-Каиды" с местными радикальными исламскими группами. В свое время они были созданы спецслужбами Исламабада для раздувания антииндийских настроений и мятежей в Кашмире, но затем вышли из повиновения им. Сегодня их внимание сосредоточено на Сингапуре, Индонезии и Австралии, но нет сомнения, что идет перегруппировка сил, и что перенос террористических атак на Запад лишь вопрос времени.
Опасным источником терроризма стала Чечня в России, которая служит пересыльным пунктом для радикальных исламистов различных стран. Отсюда они тайно переправляются в Европу, где обучаются владению химическим и бактериологическим оружием. Угроза применения оружия массового поражения в террористических целях уже не относится к области фантазии - сегодня это вполне реальная возможность.
Применение военной силы в Ираке, которое, по убеждению Вашингтона, помогло ликвидировать вместе с режимом Саддама Хусейна опасный очаг террористической угрозы, - стратегическая ошибка. Эта война разбудила джихад нового типа, которого раньше Арабский Восток не знал. Если иракскую проблему не урегулировать в самые сжатые сроки, весьма высока вероятность, что мир получит "новый Афганистан".
Единственная гарантия успешной борьбы с терроризмом - постоянное сотрудничество разведслужб, полиции и правосудия всех стран. Показательно, что даже в самый острый момент полемики между Парижем и Вашингтоном из-за иракского кризиса сотрудничество французских и американских спецслужб ни на минуту не прекратилось.
Если очень внимательно прочитать эти шесть выводов, из них вытекает еще один, самый главный. Так вот какая международная коалиция нужна для упреждения террористических эпидемий: разведывательная, полицейская, судебная и, разумеется, общественно-нетерпимая. А не коалиция военного кулака для угрозы всем, "кто не с нами".
Может, Вашингтон услышал?
До сих пор во всех своих речах, касаясь теракта 11 сентября, президент Буш постоянно поносил "тиранов Ближнего Востока, которые угрожают безопасности США и наших друзей". И вдруг - свежая мысль, которую просто грех не процитировать: "Мы ясно видим обнадеживающие признаки: стремлением к свободе охвачен весь Ближний Восток. Сами руководители региона заговорили о новой арабской хартии, которая провозвестила бы внутренние реформы, более широкое участие граждан в политической жизни, экономическую открытость и свободу торговли".
С какой стати сами "тираны" загорелись идеей такой хартии? И почему Америка уже готова их одарить? Ответ просматривается: падение режима Саддама Хусейна так и не вызвало на Ближнем и Среднем Востоке "эффекта домино". Даже полковник Каддафи, "очистившись" от ядерных установок, вряд ли в одночасье стал демократом. Пороть уже поздно, да всех и не выпорешь, так что надо искать с "тиранами" иной общий язык. И вот в начале марта в европейские канцелярии поступили рабочие документы предстоящей встречи руководителей восьми ведущих мировых держав. Америка предложила своим союзникам и партнерам включиться в строительство "Великого Среднего и Ближнего Востока". Ведь все его недуги: диктатуры, войны, терроризм - объясняются экономической отсталостью. Совокупный ВВП всех 22 арабских стран меньше ВВП одной Испании!
Эта тема - вернее, ее политические, экономические и социальные аспекты - будет главенствовать в повестке дня очередной встречи "восьмерки", которая соберется 8-10 июня в городе Си Айланд, штат Флорида. А военный аспект темы отдельно обсудит саммит стран-членов НАТО 28-29 июня в Стамбуле. Уже в конце марта США ждут от ЕС консолидированного ответа на свою инициативу. Но Европа охвачена сомнением.
Во-первых, потому что американская инициатива буквально списана с так называемого "процесса Барселоны", запущенного Европейским союзом в 1995 году. Еще тогда ЕС наметил целый ряд мер, призванных способствовать экономическому подъему, политической стабилизации, развитию социальных и гражданских реформ в странах юга и востока Средиземноморского бассейна. На эти цели из союзного бюджета истрачены уже миллиарды евро. Для сравнения: свою новую восточную стратегию США оценили всего в 150 миллионов долларов. Тут уж нельзя не задаться вопросом: так кто же и к кому должен "присоединяться"?
Во-вторых, смущает слишком внезапный разворот американской политики.
Но уже ясно: после крестового похода на Восток первая антитеррористическая коалиция развалилась под грохот мадридских бомб. Родится ли вторая, несущими конструкциями которой будут взаимодействие спецслужб и экономическая поддержка светских режимов в арабском мире? Ответ согласно календарю международных встреч на высшем уровне узнаем не раньше июня. Если поторопиться с решением не заставит взрывная волна.