Другой законопроект, предложенный депутатом Анатолием Куликовым, бывшим министром внутренних дел, принимавшим непосредственное участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, направлен на создание необходимых правовых условий при привлечении армейских подразделений к операциям против террористов. Сейчас де юре это должны делать внутренние войска. А участие армейских частей в боевых действиях на собственной территории при необъявленном военном положении в законе не прописано. Вот какие пояснения "РГ" дал один из известных юристов в области международного права:
- Войска, действующие в Чечне, оказались как бы в правовом вакууме, - считает доктор юридических наук, профессор Геннадий Мелков. - С юридической точки зрения ситуация там четко не определена, режима особого положения не вводилось, войны тем более не объявлялось. В действительности же в борьбе с террористами использовалась армейская авиация, бронетанковая техника, артиллерия всех калибров и даже оперативно-тактические ракеты. То есть шла реальная война, в которой военные должны действовать в соответствии с боевыми уставами и выработанной в условиях реальных войн практикой. Но это в бою с врагом, а не "у себя дома". Однако, что такое "у себя дома"? В Чечне сначала вспыхнул открытый вооруженный мятеж против Российской Федерации, а затем территория превратилась в гнездо международного терроризма, откуда началась прямая агрессия против Дагестана.
Когда принимались нынешние законы, предполагалось, что борьба с возможными мятежниками - дело внутренних войск. Но, как показала жизнь, без армии в контртеррористических операциях не обойтись. Поправка Анатолия Куликова призвана создать правовую базу для участия вооруженных сил в контртеррористических операциях наподобие той, что проходила и проходит в Чечне. "Пока не урегулирован данный вопрос, существует почва для злоупотреблений как со стороны военнослужащих, так и со стороны террористов и их пособников, - считают в Комитете Госдумы по безопасности. - Сейчас после каждой проведенной федеральными силами операции боевики заявляют в военную прокуратуру о якобы имевшихся нарушениях законодательства при применении ими физической силы, оружия, специальных средств, боевой и специальной техники.
Законопроект предлагает при привлечении к проведению контртеррористической операции военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов - распространить на них положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей."
Пока же участвовать в боевых операциях на своей территории армия может на основе закона "О чрезвычайном положении", но лишь в случае, если такое положение будет объявлено. Но в той же Чечне, например, чрезвычайное положение не вводилось. Так что армия оказалась там вне закона. Хотя, по мнению Геннадия Мелкова, Россия в этом случае действовала на основе международного права.
Но пока рассмотрение данного законопроекта отложено. Другая поправка к закону "О борьбе с терроризмом", рассмотрение которой предполагалось 24 марта, обсуждаться не будет. Как нам пояснили в Комитете Госдумы по безопасности, поправка предлагала при проведении переговоров с террористами не рассматривать вопросы о передаче им денежных средств и других ценностей, используемых в качестве выкупа. По сути этот законопроект ограничивал маневр власти по спасению потенциальных заложников. Жизнь показывает, что в некоторых случаях, выполнив условия террористов, можно добиться освобождения заложников. А ловить и уничтожать (или арестовывать) самих террористов можно после того, как люди спасены. Поэтому законопроект получил отрицательные отзывы и был отозван разработчиком.