- Пока что в новой структуре только я один официально назначен, - сразу внес ясность наш собеседник. - На процедуру передачи дел от Минатома к агентству, а также части функций - Министерству промышленности и энергетики отведено три месяца. Отсчет пошел с 18 марта, когда вышло распоряжение Правительства со списком председателей ликвидационных комиссий. В Минатоме ее возглавил первый заместитель министра Эвалд Антипенко. Но хочу уже сейчас сказать - надеюсь, это успокоит тех, кто имеет отношение к атомной отрасли: у нас ничего не забирают и ничего, нам несвойственного, "не пристегивают". Перераспределение функций происходит лишь на уровне центрального аппарата, а все сложившиеся внутриотраслевые связи, связи с нашими партнерами, заказчиками, в том числе с зарубежными, сохраняются...
За два десятилетия реформ смешивали, разводили и ликвидировали многие министерства - союзные и российские. Но атомное ведомство, которое ведет отсчет с 27 июня 1953 года, сохранялось. Менялись лишь названия: Минсредмаш, МАЭП, Минатом. И только однажды, в середине 80-х, настояли на передаче атомных электростанций в Министерство энергетики - 26 апреля 1986 года пришлось как раз на время этого эксперимента. Вскоре после Чернобыля ядерную энергетику вернули по месту ее родовой принадлежности. Но две недели назад, впервые за более чем полувековую историю, атомная отрасль перестала быть министерством.
Что случилось, то случилось. И все же, спрашиваю я Александра Румянцева, что в его понимании было бы предпочтительнее - слияние с Минэнерго и тем самым сохранение министерского статуса или понижение ранга в исполнительной вертикали, но при этом сохранение обособленной атомной отрасли?
- Конечно, второе - сохранение единства отрасли. Для меня и вопроса тут не стояло. И я, и все мои предшественники на посту министра неизменно отстаивали единство ядерно-энергетического комплекса. В нашей стране он совершенно особым образом формировался - единый конструкторский блок, единая сеть проектных организаций, централизованное производство ядерных материалов двойного назначения. Попробуй это разделить - последствия могут оказаться плачевными...
- Значит, появившиеся было стоны-вздохи, что атом расщепляют на военный и гражданский, не на чем не основаны?
- Абсолютно беспочвенны.
- А как же сноска в Указе Президента рядом с упоминанием Федерального агентства по атомной энергии: "По вопросам ядерного оборонного комплекса подведомственно Министерству обороны Российской Федерации"? Что это означает на практике? И как может отразиться на жизнедеятельности федеральных ядерных центров в Сарове и Снежинске?
- Эта звездочка, хочу заметить, появилась не без нашего участия. Вопросы ядерно-оружейного комплекса, гособоронзаказа и прежде замыкались на министра обороны, а через него - непосредственно на Президента. Этот порядок сохранится и впредь.
По осторожным прогнозам, численность аппарата в агентстве может сократиться в сравнении с аппаратом Минатома процентов на десять, не больше.
- А вот обновить под это дело ведущий кадровый состав было бы хорошо! - поделился ближайшими планами Александр Румянцев.
При этом глава атомного ведомства совершенно искренне пообещал делегировать к Виктору Христенко, в аппарат вышестоящего Министерства промышленности и энергетики, самых квалифицированных специалистов по вопросам законодательного и правового регулирования в области атомной энергии, радиационных и ядерных технологий. Теперь, как известно, правоустанавливающие функции отнесены к компетенции федеральных министерств. И от того, насколько эффективно и последовательно будет проводиться эта работа, напрямую зависит будущее атомной отрасли в России.