В момент дарения Корана с толкованиями смысла его отдельных сур на турецком языке председателю ДУМ РТ муфтию Гусману хазрату Исхакову профессор-теолог Али Бардакоглу подчеркнул важность истинного знания главной книги мусульман для тех, кто учит исламу. Духовный лидер мусульман Татарстана в ответ выразил надежду, что эту книгу очень скоро верующие смогут читать на татарском языке. В числе подарков муфтию были эксклюзивная ваза с росписью золотом и 28 томов продолжающей издаваться в Турции 40-томной Энциклопедии ислама.
Курс Татарстана на «неэкстремистский» ислам Турции, который обозначается этим визитом, провозглашался и в 90-х, но заявления не отличались внятностью и принадлежали большей частью политикам-теоретикам. Сами же духовные лидеры, оспаривая власть, достаточно долго определялись со своими пристрастиями в вероучении. На рубеже тысячелетий стало заметным тяготение отдельных имамов и их учеников к арабскому Востоку и Пакистану, как к центрам обучения «истинному» исламу. Возникали даже недоразумения, которые приходилось улаживать с участием спецслужб.
Нынешний визит – знаковый, поскольку его цель – заключение конкретных соглашений в духовно-образовательной сфере. «Хочу лично пригласить муфтия в Турцию, – сказал Али Бардакоглу журналистам, – среди мусульманских стран мы занимаем в области образования ведущие позиции. Это сближает нас с Европой. Для здешних мусульман, желающих более глубоко изучать ислам, будет польза сделать это у нас. Светское и религиозное образование в нашей стране – важнейший инструмент для обеспечения межконфессионального мира, а не наоборот».
Говоря об «одной религии» турецких и татарских мусульман (с упоминанием о том, что многие великие теологи прошлого вышли из Казани), турецкий гость имел в виду не ислам в целом, а именно ханафизм, как наиболее либеральное его направление. Ханафизм развивают турецкие теологи, он же был основой джадидизма татарских просветителей на рубеже XIX - XX веков.
От ответов на острые вопросы и хозяева и гости воздержались, демонстрируя во время застолья и после него образец политкорректности, точнее – нежелание комментировать политические события как в Турции, так и в Татарстане. «Экстремизм», от которого все открещивались, так и не обрел реальных очертаний. Но стоит напомнить, что государственное (политическое) и народное (на бытовом уровне) неприятие ваххабизма турками имеет крепкие и глубокие корни. О том, что великая империя тюрков распалась, в первую очередь, из-за национально-суверенных устремлений арабов, вдохновляемых Абдулом Ваххабом, в Турции помнят не только историки и теологи.
На вопросы журналистов о цели визита и ожиданиях принимающей стороны Али Бардакоглу и Гусман Исхаков отвечали слаженно – заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве, обмене специалистами в области образования, совместных издательских проектах. Муфтий выражал надежду выучить своих специалистов «цивилизованному», европейскому исламу в Турции и наладить снабжение республики книгами религиозно-просветительского содержания. Профессор теологии «сверял», насколько Татарстан соответствует «европейскому» исламу, и к удовольствию присутствующих источал комплименты. Впрочем, официальный Татарстан действительно демонстрирует лояльность ко всем религиям, что положительно отражается и на межконфессиональных отношениях. Так что Али Бардакоглу, собирающемуся после визита в Татарстан участвовать уже в турецком «слете» руководителей различных конфессий в Измире, будет о чем рассказать соотечественникам.