- Понятие льготы в действующем налоговом законодательстве введено п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ, отмечает в предисловии М. Климова. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Систему законодательства о налогах и сборах в России составляют Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Ввиду того, что работа над созданием Налогового кодекса РФ не закончена, сегодня наряду с ним в части установления налогов продолжает действовать Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В отношении налогов, установленных этим Законом, действуют общие положения Налогового кодекса РФ, изложенные в его первой части.
Региональное и местное налоговое законодательство - это законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Действие регионального законодательства, в отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект Федерации, а местного - в границах местного территориального образования. При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах - подчеркнем это особо - применимы только в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:
по федеральным налогам - Налоговым кодексом РФ;
по региональным налогам - законодательством субъекта РФ;
по местным налогам - актами органов местного самоуправления, причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.
Понятие льготы значительно шире, нежели просто освобождение от уплаты налога. Так, в число льгот входит также возможность изменения сроков уплаты налога в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Специальные налоговые режимы (такие как упрощенная система налогообложения, ЕНВД и др.) налоговыми льготами не являются.
В систему законодательства о налогах и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (теперь - Федеральная налоговая служба), Государственный таможенный комитет Российской Федерации (теперь - Федеральная таможенная служба), органы государственных внебюджетных фондов издавали обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит не могли и не могут устанавливать - равно как и отменять - налоговые льготы (ст. 4 НК РФ).
Налоговые льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются актами органов местного самоуправления, причем положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить НК РФ. Так, статьей 56 НК РФ определено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Если индивидуальные льготы были предоставлены представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до 12 августа того же года (до дня вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ), они действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 года.
В силу того, что Налоговый кодекс Российской Федерации продолжает разрабатываться, впредь до момента введения в действие отдельных глав части второй Кодекса, при судебном решении налоговых споров суды руководствуются принятыми в установленном порядке нормами закона, касающимися налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Этот порядок закреплен п. 15 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5.
Желающим приобрести этот сборник следует перечислить за один экземпляр 63 рубля (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО "Библиотечка "РГ", ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810300000000017 в ОАО "НК Банк". г. Москва, к/с 30101810900000000278, БИК 044579278.
Москвичи и гости столицы могут приобрести названное издание непосредственно в редакции по адресу: г. Москва, ул. Правды, 24 (м. "Савеловская").
Контактные телефоны редакции: (095) 257-40-31, 257-52-47 (тел./факс).
Оптовым покупателям предоставляются значительные скидки.