15.04.2004 01:45
    Поделиться

    Жоао Донато: Поговорим по-русски

    Полтора года назад он выступал в Большом зале Консерватории в сопровождении оркестра Орбеляна. К нынешним российским гастролям легендарный бразильский музыкант едет с полным обозом: на концерте в БЗК в ближайшую субботу, помимо российских музыкантов, ему будут аккомпанировать его соотечественники, ансамбль "Карикас". После встречи с журналистами корреспондент "РГ" задал мастеру латинской музыки несколько вопросов.

    - Вы уже не первый раз в России. Как вам кажется, услышал ли российский зритель музыку, которую вы играете?

    - Есть два места на Земле, которые мне кажутся самыми прекрасными на всем белом свете - это Россия и Япония. Любовь к босса-нове в этих местах какая-то безграничная, а публика какая-то совершенно волшебная. Ваши люди чувствуют и понимают латинскую культуру так, как будто она им родная. Это мне даже не льстит, а по-настоящему вдохновляет. Вот (показывает блокнот с русскими словами) учу русский язык. Буду говорить на концерте по-русски.

    - Двое русских артистов, Ирина Богушевская и Алексей Иващенко, перевели на русский песни вашего замечательного современника и коллеги Антонио Карлоса Жобима. Как вы считаете, поддается ли босса-нова переводу на другие языки?

    - Ну, в Америке вроде переводили, там все переводят... Знаете, с одной стороны, мне кажется, что музыка - это самостоятельный язык, и поэтому неважно, на каком наречии поется текст. С другой стороны, в звуке португальского языка есть особая сексуальность, которая не может быть сохранена при переводе. Но здесь дело не в тексте, а в звуке языка, который сам по себе - музыкальный инструмент.

    - Однажды вы уехали из Бразилии в США, а потом триумфально вернулись на родину уже в качестве национальной легенды. Сейчас в Южной Америке продолжается бум "латинского джаза"?

    - О нет, молодой человек, дело не в этом. Латинская Америка ничуть не отличается от всего остального мира: ее со всех сторон атакует грязная, наспех сделанная и совершенно низкопробная поп-музыка, у которой нет души и нет родины; она вся какая-то "машинная", античеловеческая. От этих мелодий должно быть не по себе любому нормально устроенному человеку - в ней нет жизни, она вся пропахла деньгами и грязными замыслами тех, кто ее выпускает. Вот босса-нова - то, что надо; одно сплошное счастье.

    Поделиться