Строгий бюджет

Суть предлагаемой бюджетной реформы довольно-таки проста. "Не расходы ради расходов, а расходы ради достижения конкретных результатов в сферах, где государство более эффективно, чем рыночный сектор", - подчеркнул А.Кудрин. Бюджетное реформирование предполагает отказ от традиционного подхода. На первое место выдвигается не индексация и поддержание сложившихся расходов, а четкая формулировка целей и задач деятельности государственной власти. Сам же формат бюджета будет следовать принципу отсечения ненужных бюджетных расходов.

Отметим, что реформирование бюджетного процесса затронет две основные сферы: отраслевую и отношения между бюджетами всех уровней. Что касается отраслевой сферы, то здесь предполагается изменить саму бюджетную классификацию. Ныне действующая структура классификации не только устарела, но и в ряде позиций наблюдаются серьезные противоречия. К примеру, часть капитальных расходов на социальную сферу проходят по статье промышленность, энергетика, строительство; другая часть в нескольких разделах: образование или социальная политика, расходы на госаппарат.

Новая классификация, которая будет прописана в Бюджетном кодексе, даст право определять так называемые дробные позиции органам исполнительной власти каждого уровня. Одновременно с этим будет введен новый план счетов бюджетного учета и стандарты финансовой отчетности, которые позволят начать переход к методу начислений по международным стандартам. Все это, считает Алексей Кудрин, повысит прозрачность бюджетной системы в целом. Что, в свою очередь, позволит добиться повышения эффективности отдачи с каждого рубля на 10-20 процентов.

К слову сказать, уже проведен первый эксперимент отчета министерств по новому принципу для отработки этого механизма. В ходе этого эксперимента были выявлены министерства и ведомства, имеющие большое количество непрофильных учреждений, не выполняющие те задачи и функции, которые предписаны им государством. Помимо этого имеется большое количество бюджетных учреждений, у которых есть в наличии собственные небюджетные доходы. Они получают стопроцентное финансирование за счет внебюджетных источников, числясь при этом как бюджетные учреждения.

Перечень бюджетных учреждений должен быть уточнен к 20 апреля 2004 года, сообщил глава аппарата Правительства Дмитрий Козак. Таким образом, пояснил он, до этого срока все министерства и ведомства должны завершить инвентаризацию бюджетной сети. Согласно протокольному поручению Правительства к 20 апреля текущего года все федеральные органы исполнительной власти должны представить Правительству проекты положений министерств и ведомств, перечни подведомственных им учреждений, включая тех, которые должны быть переданы на уровни субъектов и регионов. Похоже, что в новом реестре количество бюджетополучателей сильно сократится.

Больше возражений будет высказано, да и высказывается уже сейчас, по реформе межбюджетных отношений. Напомним, суть ее заключается в том, что в результате перераспределения ответственности между уровнями власти произойдет и перераспределение доходов, а вернее налогов. Больше всего от этого пострадают региональные бюджеты, которые должны будут дополнительно собрать порядка 300 миллиардов рублей налогов. По схеме, которая уже принята в поправках в первом чтении предыдущим составом Госдумы на федеральном уровне, останется 10 налогов, что означает, что федеральным законом устанавливаются ставки налогов, налоговая база и основные льготы. Регионы получат два налога: на имущество предприятий и на игорный бизнес, местные и поселковые власти - земельный налог, налог на имущество физлиц, транспортный налог и торговый сбор. При этом такие налоги, как подоходный, налог на прибыль предприятий и акцизы, будут в основном поступать в местные бюджеты.

Похоже, что набирающая обороты налоговая реформа, девиз которой - снижение бремя налогообложения с юридических лиц, подкинет регионам еще на 200 миллиардов расходных полномочий, не добавив при этом доходных. Виноват в этом единый социальный налог, снижение ставки которого не за горами. Суть новых инициатив в том, что федеральная казна намерена компенсировать потери бюджета малоимущим гражданам, заменив льготы на адресные денежные субсидии. Рецепт таков: пять процентов подоходного налога или налога на прибыль отчислять в федеральный бюджет.

Что же случится, если пять процентов от подоходного налога или от налога на прибыль будет централизовано и местные власти его недополучат? Понятно, что они начнут обращаться за финансовой помощью к вышестоящему уровню власти, а значит, к региональным бюджетам, на которых и без того будет висеть порядка 300 миллиардов рублей дополнительных расходов. Так что большинству региональных бюджетов придется обращаться за помощью к центру. В противном случае образуется неизбежный дефицит на региональном уровне, и наиболее слабые из них, примерно треть, окажутся на грани невыплаты зарплат, или они будут вынуждены "уйти вниз" по сравнению со средним уровнем по стране.

То, что центр покусится на часть региональных и местных доходов, стало ясно уже давно. Правительство пошло навстречу бизнесу, снизив ставку единого социального налога. По расчетам кабинета министров, бизнес получит около 300 миллиардов рублей, ровно столько, сколько потеряют от этого внебюджетные фонды. При этом Правительство готово заменить часть льгот малоимущим и пенсионерам на адресные денежные субсидии, а это еще минус почти 150 миллиардов рублей. То, что можно получить, обложив сверхприбыль нефтяного сектора (около 100 миллиардов), не компенсирует потери федеральной казны. Таким образом потери можно компенсировать за счет бюджетов более низких уровней.

Между тем

Минфин РФ к концу 2004 года внесет в Правительство проект постановления о формировании бюджета на трехлетний период, сообщила замглавы Минфина Татьяна Голикова на брифинге после заседания Правительства. По ее словам, предполагается, что со временем трехлетний бюджет будет утверждать Госдума, однако "точно не с 2005 года". Т.Голикова отметила, что в дальнейшем пересмотр параметров трехлетнего бюджета будет осуществляться "в режиме прироста того, что было, или уменьшения". Она подчеркнула, что введение практики трехлетнего бюджета позволит министерствам знать, что их ждет в течение трех лет, и более рационально планировать свою деятельность. По словам Т.Голиковой, Минфин придерживается мнения, что бюджет государства должен иметь большую самостоятельность и большую открытость. РосБизнесКонсалтинг.