Вчера к Патриаршему дворцу Кремля стекалось необыкновенно много народу: специально приглашенным гостям (в их числе - Патриарх Всея Руси Алексий II) первым было суждено увидеть уникальные яйца работы Карла Фаберже, находившиеся "в эмиграции" семьдесят четыре года.
Когда семья миллионеров Форбсов заговорила о продаже собрания яиц, созданных по заказу русских царей, на аукционе, все музеи мира и коллекционеры заговорили о сенсации. Дело в том, что это было второе в мире по величине собрание и даже в мечтах было невозможно представить, что кому-то удастся купить всю коллекцию целиком. Всего Фаберже создал по заказу императоров России 50 пасхальных яиц. Сейчас самое крупное собрание в мире этих раритетов находится в Оружейной палате Кремля - 10 экспонатов. В других музейных собраниях находятся еще 18 яиц, часть из них - в коллекции королевской семьи Великобритании (два из них когда-то принадлежали Оружейной палате), 5 яиц в музее Ричмонда, некоторые - в музее Хилвуд в США. Знаменитым "Зимним" пасхальным яйцом владеет неизвестный коллекционер, еще четыре также находятся в частных собраниях. Еще восемь считаются утерянными- то есть их владельцы не собираются свои сокровища афишировать.
Музейщики прямо мне говорили: такая удача, как возможность купить девять яиц работы Фаберже, бывает раз в двести лет. А то и реже. Конечно, мечталось, что минкультуры изыщет резервы и купит хоть часть шедевров. Но коллекцию оценивали примерно в сто миллионов долларов, и денег в бюджете на это не было.
Тогда-то и случилось: предприниматель Виктор Вексельберг, журналом Форбс (его, кстати, основал первый владелец коллекции Фаберже Малкольм Форбс) включенный в "Золотую сотню" российских миллионеров, уговаривает Форбсов продать до аукциона всю коллекцию ему и договаривается о выставке сокровищ в Кремле. Мы привыкли к вывозу капитала из страны, так что внимание к человеку, напротив, купившему российские реликвии и показывающему их на родине, огромно. Вексельберг стал уже вторым россиянином, решившим выставить столь значимые в мировом искусстве вещи в наших музеях: до того предприниматель Владимир Логвиненко договорился с Эрмитажем о включении в постоянную экспозицию его картин Рубенса (о чем "РГ" подробно писала).
Вексельберга принял Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и поблагодарил. Того же Логвиненко Святейший благословил на создание музея православного искусства, в который наши меценаты будут передавать шедевры пока хранящиеся в их владениях.
Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии заметил, что не знает, сколько в стране коллекций подобного масштаба и ценности и сказал, что "это хорошо, меньше тем для анализа". Еще, по мнению Швыдкого, эта выставка констатирует факт: после исчезновения 30% пошлины на ввоз ценностей, в страну начинают ввозить шедевры, а не хранить их в зарубежных офисах. Правда, признался Михаил Ефимович, что пожелай "частник", владеющий подобными сокровищами, вывезти их опять за рубеж, его ждут некоторые трудности, и "тут есть место для законодательных инициатив".
На вопрос "РГ" о том, не желает ли господин Вексельберг и созданный им культурно-исторический фонд "Связь времен" вернуть в Оружейную палату хотя бы яйцо "Ренеcсанс", на которое есть инвентарные записи этого музея, было сказано, что коллекцию разбивать неразумно, что пока таких планов нет - сначала все шедевры провезут по городам России, а уж потом будут размещать коллекцию Фаберже в одном из музеев. Возможно, построят свой, частный.
Комментарии
Елена Гагарина, директор музея "Московский Кремль":
- Коллекция произведений Фаберже Форбса - одно из самых интересных и крупных собраний в мире. Она всегда была доступна для обозрения, находясь в выставочном зале в Нью-Йорке. Форбс никогда не отказывался от участия в выставках, понимая, насколько значимы эти памятники с исторической и культурной точки зрения. Даже в сложный для России период 90-х годов он привозил в Москву в музеи Кремля часть своей коллекции - императорские пасхальные яйца Фаберже. Безусловно, известие о том, что она будет распродана через аукцион, что, возможно, мы больше никогда не увидим многие вещи, меня обеспокоило. Именно поэтому я сразу же обратилась в министерство культуры с просьбой помочь в возвращении в Россию хотя бы части этих уникальных произведений искусства.
Сегодня мы показываем коллекцию яиц Фаберже в нашем музее. Я могу только приветствовать подобные выставки и всегда готова предложить помощь сотрудников музеев Кремля. Замечательно то, что коллекция осталась неделима, что господин Вексельберг показывает ее в России, что есть в нашей стране люди, которым небезразлично ее культурное наследие.
Татьяна Тутова, архивист музеев Кремля:
- Впервые императорские пасхальные яйца попали в Московский Кремль в сентябре 1917 года. Они были эвакуированы в Москву Временным правительством в связи с наступлением немецких войск и присоединены к драгоценностям императорской короны, эвакуированным сюда же еще в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Оружейная палата всегда была надежным хранилищем не только благодаря защите кремлевских стен, но и благодаря исключительно честному и квалифицированному персоналу. С уверенностью можно сказать, что до начала 1922 года в Оружейной палате хранились все яйца, подаренные императрице Александре Федоровне, и большая часть пасхальных сувениров, принадлежащих вдовствующей императрице Марии Федоровне. А уже в 1922 году эти великолепные изделия, как и многие другие, оказались в экспортных антикварных фондах Советской республики. Вот фрагмент засекреченной переписки, по которой видно, что продажа шедевров шла полным ходом: "Изъяты почти все наиболее ценные и значительные вещи, которые могли придать аукциону исключительный, первоклассный, международный характер" (из письма А.Микояну уполномоченного СТО и Наркомторга т. Гинсбурга о проведении аукциона в Германии в ноябре 1928 года).
Летом 1927 года после сложных ходатайств через Совет труда и обороны директору Оружейной палаты Иванову удалось получить из Валютного фонда Наркомфина для Оружейной палаты двадцать четыре пасхальных подарка в виде яиц производства фирмы Фаберже, находившихся в то время уже в магазине Московского ювелирного товарищества.
Накануне своей гибели, 12 января 1930 года, Дмитрий Иванов узнал, что на следующий день в Оружейную палату явится представитель Антиквариата с мандатом об изъятии из музея 120 предметов. Затем актом от 21 июня 1930 года Антиквариат забрал из Оружейной палаты еще 318 вещей, среди которых одиннадцать пасхальных яиц производства фирмы Фаберже, вызволенных Д.Д. Ивановым из Гохрана в 1927 году.
Татьяна Мунтян, хранитель коллекции яиц Фаберже музеев Кремля:
- Собрание пасхальных яиц - это коллекция произведений искусства экстра-класса. К Форбсу из России попали замечательные произведения искусства, настоящие памятники российской культуры, нашей истории. Часть из них - это вершина ювелирного искусства, а некоторые бесценны потому, что стали фрагментом российской истории. К примеру, "Коронационное" яйцо, созданное для коронации Николая II. Его Фаберже создавал год и три месяца. Сюрпризом в яйце была роскошная карета императрицы, на которой она прибывала на коронацию своего супруга. Или исключительно важное для истории яйцо 15-летия коронации, на котором запечатлены этапы царствования последнего русского императора. Оно все покрыто великолепными миниатюрами со сценами коронации царя в стенах Успенского собора Кремля. Бесконечно интересны первое и последнее пасхальные императорские яйца. Форбсу удалось приобрести первое пасхальное яйцо, с которого и начался этот блистательный ряд в его уникальном собрании.
Очень интересно последнее яйцо, созданное Фаберже для Марии Федоровны. В 1916 году Фаберже прислал ей свою работу (яйцо назвали "Георгиевский крест") в Киев, где она находилась до бегства на крейсере "Мальборо". Единственное, что она увезла из пасхальной коллекции, - это "Георгиевский крест"... Особо интересно для меня, музейщика, "Ренессансное" яйцо. Оно ведь находилось в нашей Оружейной палате, имело статус музейного экспоната, записано в старинных инвентарных книгах! Конечно, оно сейчас с утратами - исчез сюрприз внутри яйца, который зачастую и был важнейшей составляющей в работах Фаберже. Но оно сделано в старинной технике эпохи Возрождения и даже без сюрприза чрезвычайно ценно. Яйцо сделано из белого агата, инкрустированного золотом и камнями, имеет вид крупной нарядной шкатулки.
А что может сравниться в ювелирном искусстве мира с Лавровым деревом - это высокое немыслимой красоты яйцо, где в нефритовой кроне деревца появляется поющая птичка! Или "Ландыши": яйцо концептуальное, в стиле Ар-Нуво. Оно трогательное, с изображениями маленьких дочерей императора. Я бы разделила коллекцию Вексельберга, купленную у Форбсов, на три части. Одни уникальны тем, что это первая и последняя подобная работа Фаберже, другие - вершина ювелирного мастерства и невероятно красивы, третья часть - уже важная страница нашей истории.