19.05.2004 02:25
    Поделиться

    Школьные поборы

    Скандал: Почем аттестат для выпускника?

    Шахты

    В городе угледобытчиков громкий скандал: педагоги школы N 5 подали заявление в прокуратуру. Проверка выявила такой букет нарушений, что даже видавшие виды специалисты пришли в замешательство.

    О поборах в этой школе я услышала еще в маршрутке, которая мчала меня в Шахты мимо густо заросших травой терриконов: отработанная порода здесь не отгружается давно.

    - Наши места называют депрессивными, - философствовал водитель маршрутки, - но жизнь "кипит". Вот проворовалась директриса: оказывается, медалями торговала. В ее школе можно было и аттестат купить. Только гони десять тысяч рублей.

    Школа N 5 - старейшая в городе, ей не меньше ста лет. Приземистое двухэтажное здание, побеленное известью, узкие зарешеченные окна, запутанные коридоры... На полу в кабинете директора - безвкусный красный ковер. Разговор с учителями получается напряженный.

    Исполняющая сейчас обязанности директора Лариса Каплина работает здесь пятый год.

    - Поначалу присматривалась, а потом решила - если буду молчать, перестану себя уважать, - голос учительницы звенит. - Я хочу знать, почему дети, работающие в летнее время от центра занятости, ни копейки не имели за свой труд? Не поступали эти деньги и в фонд школы. Куда делись подарки выпускников - видеокамера, два музыкальных центра? Исчезала и спонсорская помощь: телефоны, видеомагнитофоны. А где деньги, которые каждый месяц собирали с родителей? На 8 Марта депутат выделил нашему коллективу тридцать тысяч. Никто их тоже не увидел.

    Обычным делом в школе стала пропажа журналов. После 25 мая они изымались и туда вписывались фамилии детей, которые никогда здесь не учились. В своих школах они были троечниками, зато в пятой получали медали. Почему раньше учителя молчали? Боялись потерять работу. Уйти из школы некуда: на рынке труда тяжелейшая ситуация. Нередко учительница - единственный кормилец в семье.

    - Каждую весну мы ходим по домам, агитируем родителей отдавать детей к нам, - говорит молоденькая учительница русского языка и литературы Елена Санкова. - Узнав, из какой я школы, мне часто даже дверь не открывают. Самое мягкое, что приходилось слышать, - вы деньги дерете, как торгаши на базаре. В соседней школе открыли пять классов, по 37 человек в каждом. Мы набрали всего два.

    Заявление в прокуратуру разбило учительский коллектив на три группы: бунтовщики, осторожные и приверженцы опального директора. Ключевая фигура среди последних - дочь директора, завуч начальных классов Виктория Куринова.

    - Я буду говорить только при свидетелях, - сразу предупреждает она. - Мама пятнадцать лет тянула школу. При ней перекрыли крышу, поменяли полы, отопление сделали, актовый и спортивный залы. Она умела найти спонсоров. Вы говорите - поборы родителей? Давайте назовем это добровольными пожертвованиями. Скажите, какое нарушение из обнаруженных для вас абсолютная новость? Когда к нам нагрянула комиссия, многие директора звонили маме, спрашивали, что надо поправить в документации и какие моменты предусмотреть. Пока комиссия добралась до них, там все уже было в порядке, к проверке успели подготовиться. А теперь из нас делают империю зла.

    - Директор пятой школы в какой-то момент понятие "демократия" подменила на "вседозволенность", - говорит начальник отдела общего образования министерства образования Ростовской области Сергей Махненко. - Решила, что, если она умеет раздобыть деньги, значит, в школе она царь и бог. Самое страшное в том, что немало выпускников этой школы вышли с твердым убеждением - купить можно все.

    Марина Бровкина

    Уроки кота Матроскина

    "Корова - государственная, а все, что она дает, - телят или молоко - мое", - этот завет кота Матроскина взяли на вооружение кубанские школьники.

    В школе N 22, что в станице Ивановской, учатся двести ребят. Здесь не только бесплатно кормят, покупают мебель и оборудование для классов, но и строят... дом. А началось все с того, что тринадцать лет педагоги уговаривали руководство колхоза отдать школе заброшенные и зараставшие сорняками двадцать гектаров земли. Надел присоединили к учебному огороду - получилось 47 га.

    - Нас выручила земля-кормилица, - рассказывает директор Анатолий Зигмантович. - В сотне метров от школьного здания построили помещение для скота. Шесть коров и две свиноматки взяли в долг. Рассчитывались потом продукцией: за каждую корову отдали по три тонны молока. Свой первый трактор собрали сами, другие подарили шефы.

    Сейчас на школьной ферме 30 коров и 60 свиней. Молоко, сметана, сливочное масло и мясо к ученическому столу - со "своего" подворья. Фрукты заготавливают впрок, в кладовой - мешки с мукой и сахаром. Излишки продукции продают, а вырученные деньги идут на школьный счет.

    - Управляться со всем нашим хозяйством ребятам, естественно, помогают взрослые, - рассказывает директор. - Вместе с аттестатом выпускники теперь получают "корочки" тракториста, шофера, фермера-животновода или агрохимика-лаборанта.

    Татьяна Павловская

    Родители, объединяйтесь!

    Общественные объединения родителей стали реальной силой уже во многих крупных городах страны. Недавно создан Родительский общественный совет Самары, с председателем которого, Оксаной Кречетовой, встретился корреспондент "РГ".

    - Отслеживает ли ваш родительский совет случаи поборов в школе?

    - Безусловно. Объединяясь в общественный совет, родители становятся реальными участниками школьной жизни. Многие родители рассказывают о фактах, когда при отказе выплатить некую сумму денег учитель начинает психологически давить на ребенка.

    - Почему, на ваш взгляд, школы такие нищие, ведь денег на образование выделяют в последнее время не так уж и мало?

    - До сих пор школы двух губернских городов - Самары и Тольятти - финансируются только за счет муниципальных средств. На остальной же территории области деньги на образование идут из двух источников: бюджета области и бюджета города или района. И родителям сельских школьников проблемы самарцев не знакомы. С них денег в школах на ремонт крыши или на новые парты не собирают.

    Мало того, руководитель управления одного из образовательных округов по первой просьбе родительского совета Самары показал все документы, где по статьям расписан образовательный бюджет округа, каждой школы.

    Таких документов в департаменте образования Самары нам до сих пор не предоставили. И вот эта закрытость как раз и порождает недоверие: значит, есть что скрывать.

    Конечно, школе зачастую бывает проблематично нанять юриста, чтобы все документы были оформлены безукоризненно, но в каждом районном управлении образования есть юрист, который должен помогать директорам в этих вопросах.

    - Что вы посоветуете родителям, которым предлагают "внести взнос"?

    - Если в школе есть дополнительные образовательные услуги, то, безусловно, школа должна заключать договор с родителями. Пап и мам должны познакомить с уставом школы. Требуйте этого. Нужно сразу продемонстрировать, что вы - человек грамотный. Если это не поможет, то можно апеллировать в органы управления образованием района, города, области.

    Маргарита Шиц

    Мнение

    Владимир Филиппов, помощник председателя правительства:

    - Никто в школе не может требовать с родителей деньги за то, что положено бесплатно. Утверждены стандарты школьного образования, базисный учебный план. Если сверх обязательной программы школа предлагает детям обучение иностранным языкам или бальным танцам, то с родителями заключается договор на дополнительные образовательные услуги.

    Владимир Аверкин, председатель комитета образования Новгородской области:

    - Считаю, что нужно, не изменяя сегодняшнего бюджета образования, сохранить государственное финансирование педагогической нагрузки в объеме 18 часов вместо 36. Все остальное должно быть профинансировано родителями. Затем нужно определить критерии одаренности ребенка и финансировать из бюджета дополнительное образование только одаренных детей.

    Поделиться