24.05.2004 01:00
    Поделиться

    Каннский фестиваль удался

    Из всех художественных фильмов для нас важнейшим является документальный

    Потом ждали сюрпризов от президента жюри Квентина Тарантино. Понимали специфичность его вкусов, выискивали в конкурсе жесточайший фильм и решили, что фаворитом станет корейский Монте-Кристо - "Олдбой". Понимали, что не уедет без наград "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура: антибушевские настроения тут накалены до предела, а Мур, хоть ничего не доказал, но имя зла назвал вслух. Оба фильма, как я писал, были обречены на призы.

    Игра в считалки - любимая игра фестивалей. Рейтинги, таблицы фаворитов, ипподромный азарт. Журнал Le Film Francais свел итоги опросов воедино. Кроме "Олдбоя" и "Фаренгейта 9/11" в число возможных призеров попали японская лента "Никто не знает", немецкие "Просветители", тайская "Тропическая болезнь", фильм о Че Геваре и "Шрек-2".

    Лучшим актером пресса и зрители признали душку Берналя (Че) или Джеффри Раша, изобразившего коллегу Селлерса ("Жизнь и смерть Питера Селлерса"), лучшей актрисой - прекрасную Чжан Жийи в "2046".

    Тарантино сумел разрушить все прогнозы. Самый пылкий противник Буша не мог предположить, что документальный компромат одной политической партии и неприкрытый пиар другой может получить Золотую пальмовую ветвь. В зале случилось ликование, расплакался и Тарантино. Во Франции, отказавшейся поддержать бушевскую акцию в Ираке, Мур теперь народный кумир. И можно предполагать, вскоре столь эффективные предвыборные хуки в кино будут хорошо оплачиваться конкурирующими политиками.

    Самой жестокой ленте "Олдбой" Чан-вук Парка достался Гран-при. Французский фильм "Взгляни на меня" Аньес Жауи взял приз за сценарий, а премия за режиссуру ушла картине "Изгнанники" Тони Гатлифа - путешествию французских алжирцев на родину их предков.

    Зал даже забыл аплодировать, когда Тарантино назвал имя лучшего актера, - не сразу понял, о ком речь. Счастливцем стал 12-летний Ягира Юя из японского "Никто не знает". Лучшего актера в Канн не взяли, но парнишка хороший, самостоятельный, дерзкий и, вероятно, напомнил президенту жюри его детство. Лучшую актрису Мажи Шунг нашли в фильме Оливье Ассаяса "Чистая". Тарантино отплатил французам за гостеприимство сразу тремя монетами - даже в лучшие годы французского кино такого в Канне не случалось.

    Один Приз жюри получил Апишатпонг Виразетакуль - режиссер тайской "Тропической болезни" о путешествии солдата и его друга по джунглям. Другой - Ирма П. Холл за роль старой леди, победившей всех жуликов фильма "The Ladykillers" (у нас - "Игры джентльменов").

    Драма-2046

    Когда я в кругу коллег поделился опасением, что "2046" Вонга Кар-Вая может у Тарантино пролететь совсем, то получил отпор: "Он, конечно, отморозок, но не настолько же!". Увы, опасения сбылись.

    Спросят: но есть же другие члены жюри?! Отвечу: практически нет. Каннские жюри так устроены, что все решают их президенты: харизматичные режиссеры, которым не рискнет противоречить ни одна актриса, а коллеги будут смотреть на общего кумира снизу вверх. Тонкое перо Кар-Вая не входит в число понятных Тарантино художественных средств. К тому же как профессионал, он не мог не увидеть, что фильм не закончен.

    Как рассказал Кар-Вай, фестиваль ему "буквально выкрутил руки", и работа над "2046" продолжалась до последней минуты. В Канне уже шли первые просмотры, а он еще снимал. Привез вчерне смонтированную копию на личном самолете за полчаса до начала. Фильм еще будет доделываться и на мировые экраны выйдет не раньше сентября. Тогда же российский дистрибьютор Раиса Фомина обещает выпустить его в России. Самое обидное: теперь "2046" не сможет претендовать на призы других фестивалей - он уже "засвечен".

    Призы большие и малые

    "Я горд за свою страну, потому что впервые за все 57 лет Каннский фестиваль удостоил чести быть президентом жюри человека из России", - сказал Никита Михалков, по долгу главы жюри короткометражных фильмов вручивший призы молодым режиссерам из Бельгии и Румынии. Их получили Йонас Гейрмерт ("Квартирная жизнь") и Каталин Митулеску ("Траффик").

    А самый милый приз Канна - Palme Dog, который жюри из французских и английских критиков присуждает лучшей собаке конкурса. Победили бульдоги Эдгар и Гувер, которые крутились в кадре документального фильма "Мондовино" (про вино), пока режиссер брал интервью у их хозяина, дегустатора Роберта Паркера. Почетный приз присужден бульдогу, который у Коэнов в The Ladykillers мужественно откинул копыта, испытывая противогаз, и ему делали искусственное дыхание методом "пасть-в-пасть". Жюри считает, что псы играют в фильмах важные роли и не замечать их вклад в мировое кино уже нельзя.

    Новые времена - новые ветры

    Считается: Канн идеально чувствует время. Кассовое кино отодвинуло эстетский "артхаус". Ушел в зону невидимости еще вчера модный Иран. Забыта датская "Догма", никого не волнуют творческие планы Триера. Голливуд снова почетный гость. Во главе жюри культовый попсовик.

    В моде и политика. На Западе растет интерес к социально заряженному кино, решающему не столько художественную, сколько конъюнктурную задачу. "Фильм привлекает внимание к социальным и политическим проблемам, которые до сих пор не решены", - объясняет свое решение дать приз "Дневнику мотоциклиста" экуменическое жюри. Никого не интересует, что романтизм Че Гевары, претворенный в практику, вверг одну из богатейших стран мира в нищету.

    При смене вех сильно пострадали братья Коэны. В глазах масс они - "артхаус", а для снобов они стали слишком попсовыми. Наша компания "Каскад", купившая Ladykillers, пускать их на экран, говорят, не хочет. Буду рад, если она меня опровергнет и наши зрители увидят эту жутко смешную комедию.

    А высокого смысла в распределении призов искать не стоит: по восточной пословице, один глупец загадает столько загадок, что потом сто мудрецов сломают головы, отвечая.

    А в конце все танцуют

    К концу воздушный шарик фестиваля сдулся неожиданно быстро. Оба биографических фильма, показанные под занавес, разочаровали. В "Жизни и смерти Питера Селлерса" Джеффри Раш довольно похоже изобразил великого комика, который знаменит как инспектор Клузо из "Розовой пантеры". Хотя Соня Агуино в роли Софи Лорен больше похожа на Джину Лоллобриджиду. Мы узнали много интересного о сложном характере бабника Селлерса. Но все пороки типовой биографической ленты тут на месте: стандартность сюжетной формулы и ненатуральные диалоги.

    Еще слабее - мюзикл Ирвина Уинклера De-Lovely. В основе жизнь и музыка Коула Портера, но, хоть Кевин Клайн пустил в ход всю свою элегантность, сценарий о бисексуальном композиторе лишен драйва - это странный мюзикл без азарта, то есть уже и не мюзикл, а плохая драма с хорошей музыкой в посредственном исполнении.

    Несмотря на тревожное начало, блеклый финал и шокирующие итоги, 57-й Каннский фестиваль признан как один из лучших за всю его историю.

    Главные призы конкурса

    Золотая пальмовая ветвь - "Фаренгейт 9/11" (реж. Майкл Мур, США).

    Гран-при - "Олдбой" (реж. Чан-вук Парк, Корея).

    Лучшая женская роль - Мажи Шунг ("Чистая", Франция).

    Лучшая мужская роль - Ягира Юя ("Никто не знает", Япония).

    Приз за режиссуру - Тони Гатлиф ("Изгнанники", Франция).

    Приз за сценарий - Аньес Жауи и Жан-Пьер Бакри ("Взгляни на меня", Франция).

    Призы жюри: "Тропическая болезнь" (реж. Апишатпонг Виразетакуль, Таиланд), Ирма П. Холл ("The Ladykillers", США).

    Поделиться