Прошло больше года с тех пор, как появилась идея Единого экономического пространства и была создана "Группа высокого уровня", в которую вошли главы Украины, Белоруссии, России и Казахстана. Главное, что сделано за этот срок, - подписано основополагающее соглашение, давшее основной толчок развитию процесса экономической интеграции. Его ратифицировали парламенты всех четырех стран. Кроме того, неотъемлемой частью соглашения является Концепция формирования ЕЭП - программного документа, определяющего порядок мер, необходимых для углубления многостороннего экономического сотрудничества. Между тем, по разным оценкам, только первый этап формирования ЕЭП потребует выработки и последующей ратификации от 80 до 100 различных соглашений.
Главные разногласия, вставшие на пути создания ЕЭП, касаются различных ограничений на этапе объединения четырех стран в единую экономическую зону. Так, президент Украины Леонид Кучма настоял на включении в соглашение нормы о "поэтапной" интеграции стран. То есть каждый участник может самостоятельно определять, в каких именно интеграционных проектах он будет участвовать и в какой степени. Киев отстаивает этот принцип главным образом потому, что пока он намерен ограничиться лишь участием в зоне свободной торговли и уравниванием цен на энергоносители.
Премьер Украины Виктор Янукович подчеркивает, что для его страны участие в ЕЭП - это, прежде всего, отмена квот и высоких импортных пошлин на украинские трубы, сахар, кондитерские изделия. Одновременно украинский политик подчеркивает, что варианты с Таможенным союзом и тем более с единой валютой его страна не рассматривает. Украинцы не желают передавать часть своих полномочий некоему наднациональному регулирующему органу.
Позиция Украины уже дала повод для критики. Депутат Госдумы Николай Езерский, в частности, говорит, что народных избранников, которые "однозначно поддерживают создание Единого экономического пространства, настораживают льготные оговорки западного соседа". В частности, Украина отдельным пунктом оговорила возможность своего выхода из ЕЭП, если положения соглашения будут противоречить ее конституции. В силу нестабильной политической ситуации в этой стране и предстоящих выборов президента весьма вероятно, что конституция страны претерпит изменения. Таким образом, Украина сможет автоматически выйти из экономического союза четырех государств, что ставит под вопрос целесообразность создания новой организации.
"Любовь должна быть взаимной без оговорок и условий, обменялись кольцами - и все, - говорит Николай Езерский. - В противном случае получается брак по расчету. Украина не скрывает, что в альянсе ее более всего интересует возможность беспошлинного ввоза в Россию своей продукции, в первую очередь сахара и труб".
Выдвинутые Украиной ограничения в интеграции ставят под вопрос не только эффективность ЕЭП, но и экономическую безопасность России. Российские производители опасаются, что с введением ЕЭП будут сняты межстрановые таможенные пошлины и квоты.
Как говорят представители некоторых российских компаний, экономические условия в Украине и России остаются неравными. Так, за 4 года совокупный объем льгот и субсидий, например, горно-металлургическому комплексу Украины составил более 1 миллиарда долларов. Подобная поддержка государства позволяет украинским производителям поставлять на российский рынок продукцию по демпинговым ценам и делает неконкурентоспособными товары отечественных производителей.
В этой связи российские компании достаточно сдержанно комментируют возможность вступления России в зону ЕЭП. "Мы приветствуем создание зоны свободной торговли, однако какие конкретно формы сотрудничества предпочтительны - сказать трудно. Но не исключено, что к объединению мы готовы пока только морально", - говорят в компании "Объединенные машиностроительные заводы".
"В случае реализации ЕЭП мы не получим ничего, кроме головной боли: количество наших конкурентов в России увеличится, ведь рынок сбыта в Украине, Казахстане и Белоруссии весьма невелик, и при объединении "четверки" в единое экономическое пространство мы все будем оперировать на одном российском рынке", - говорит руководитель группы торговой политики ОАО "Северсталь" Михаил Смирнов.
Опасения российских компаний разделяет и аналитик ИГ "Атон" Тимоти Маккачен. По его словам, с одной стороны, очевидно, что украинский, белорусский и казахстанский рынки привлекательны для российского бизнеса. С другой стороны, очень важно, чтобы при создании единой экономической зоны все участники следовали единым правилам игры. В этой связи, продолжает эксперт, интересен опыт создания Североамериканской зоны свободной торговли НАФТА, которая объединяет столь различные по своему экономическому развитию страны, как США, Мексика и Канада. Тем не менее, говорит Тимоти Маккачен, у всех участников нового интеграционного объединения были свои стратегические резоны. В большей степени этот союз отвечал интересам относительно слаборазвитой Мексики, в меньшей степени - Канады. Главный принцип НАФТА основан на разноуровневой и разноскоростной интеграции различных отраслей экономики этих стран. Для того, чтобы устранить или в значительной степени ослабить действие почти 20 тысяч таможенных тарифов, квот, другого рода ограничений, которые препятствуют экспортно-импортным операциям, свободному передвижению товаров, капиталов и услуг на рынке трех стран, участники НАФТА подписали соглашения сроком на 15 лет.
На таких же принципах интеграции, по мнению эксперта, должна быть основана и Единая экономическая зона России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
С независимым экспертом из "Атона" солидарен академик, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер. Он отмечает, что вопрос интегрирования экономик четырех стран назрел давно и с его решением тянуть нельзя. Тем не менее, подчеркивает академик, интеграция должна быть взаимовыгодной. Российские, украинские, белорусские компании должны быть готовы к тому, что, с одной стороны, они получают новые рынки, а с другой стороны, - и новых серьезных конкурентов. Здесь важен вопрос баланса интересов. "С этой целью, возможно, в каждой отрасли хозяйства придется заключать свое джентльменское соглашение", - считает Виктор Ивантер.
Первое и пока единственное подобное соглашение на рассмотрение правительства РФ предложил Фонд развития трубной промышленности РФ (ФРТП).
Оно предусматривает регулирование Украиной и Россией взаимных поставок трубной продукции из черных металлов на период 2005-2007 годы. Как сообщил директор ФРТП Александр Дейнеко, в этом документе принципиально изменился подход к регулированию поставок. Новый документ в отличие от прежнего регламентирует не только поставки украинских труб в Россию, но и российских в Украину.
Аналогичным путем пошли и российские металлурги, которые в преддверии очередного раунда российско-украинских межправительственных переговоров в Киеве обратились с письмом на имя председателя российского правительства Михаила Фрадкова. Как рассказал исполнительный директор Стальной группы "Мечел" Алексей Иванушкин, правительству РФ предложен проект секторального соглашения, которое бы создавало более длительный переходный период либерализации торговли в рамках Единого экономического пространства. Речь идет о расширении тезиса в Соглашении о ЕЭП о разноуровневой и разноскоростной интеграции экономик по различным секторам промышленности стран - участниц альянса.
"Мы представили в Минэкономразвития РФ новые документы, свидетельствующие о том, что в Украине продолжается субсидирование металлургических предприятий в рамках многочисленных свободных экономических зон и территорий приоритетного развития, что делает невозможным в обозримом будущем создание зоны свободной торговли без изъятий, ограничений и применения мер торговой защиты в рамках ЕЭП продукцией из стали", - заявил исполнительный директор Стальной группы "Мечел" Алексей Иванушкин.
По его словам, российские производители "очень надеются, что их доводы будут услышаны, и секторальное соглашение будет включено в переговорный пакет ЕЭП".