В годы позднего застоя была популярна кухонно-интеллигентская присказка: "Народ и партия едины, но ходят в разные магазины". Та партия давно трансформировалась в КПРФ и стала сначала оппозиционной, а потом псевдооппозиционной. "Партия власти" переживает уже свое второе рождение. И с левого, и с правого фланга, и по центру интересы трудящихся масс пытались выражать самые разные - диванные и массовые - партийные образования. Но народ и партии так и не добились своего полного единства. Правда, нужда в "разных магазинах" отпала - теперь нерушимый блок партийных и беспартийных отоваривается в одних и тех же местах...
Некоторое однообразие политического поля, образовавшееся в результате известных коллизий от 7 декабря 2003 года, было отмечено президентом в его послании: он посетовал на то, что программы разных партий очень похожи друг на друга. С одной стороны, это свидетельствует, как ни странно, о вполне позитивном феномене - едином понимании целей развития. С другой стороны, дьявол кроется в деталях. По большому же счету партии переживают кризис не только потому, что теряют свою социальную базу, не там ищут целевые аудитории или ощущают проблемы в партийном менеджменте, но и по той причине, что переживают кризис идей. Предложить какой-то супертовар в сверхпривлекательной упаковке не может практически никто. Это парадокс, но чистая правда: лидеры партий и их идеологи не виноваты в кризисе. Потому что радикальным образом изменился рынок идей: даже тем людям, которые разделяют базовые идеологии, скажем, коммунистов или либералов, теперь нужен индивидуализированный продукт, соответствующий вкусам и предпочтениям конкретного человека. А на каждого не угодишь.
Весьма модный гуру современной футурологии и теории бизнеса Ролф Иенсен называет этот феномен "рынком убеждений", который "демонстрирует невиданную мешанину идей": "Битва XXI века - это битва за умы людей. Сражение будет развиваться драматически, но не будет порождать воспоминания о ХХ веке, когда монолитные идеологии и обширные социальные классы боролись за души граждан... Ассортимент товаров увеличился до такой степени, что сегодня не существует двух семей с абсолютно одинаковой структурой потребления... Рынок убеждений вырос примерно таким же образом".
Так что поиски идеологических или просто предвыборных приоритетов стали во главу угла стратегий и тактик партий. Даже в прошлую думскую кампанию почти каждая из них действовала скорее не в соответствии с идеологическими установками, а по правилам маркетинга, стремясь продать на рынке убеждений свое "уникальное торговое предложение". Скажем, у "Родины" это был антиолигархический пафос на грани истерии. У правых - "либеральная империя". И так далее. Что-то покупалось более охотно, иные товары залеживались на полках...
Сейчас ситуация проще не стала. "Партия власти" уже не ощущает себя монолитом и пытается нащупывать "прорастающие" правое и левое крылья. Недавно Олег Морозов заявил, что внутри "Единой России" могут появиться "платформы" и "фракции". И при всей возможной искусственности таких образований нельзя не признать, что внутри главного парламентского партийного синклита собрались и в самом деле очень разные люди с разными политическими взглядами.
Непростая ситуация в "Яблоке": после того как наиболее яркие представители партии оказались на государственной службе, а антимонопольная политика и вовсе была монополизирована "яблочниками", возник естественный вопрос: а кто, кроме вождя, остался в лавке?
Идеологические же партии испытывают кризис менеджмента и лидерства. Но если попытки расшатать старый цековский стул с коричневой прямой спинкой под Геннадием Зюгановым могут в текущем политическом цикле и не возыметь успеха, то у правых проблема иного свойства - у них нет даже своего Зюганова. А признанный неформальный лидер Анатолий Чубайс не хочет становиться лидером формальным. В итоге съезд КПРФ, намеченный на
3 июля, будет решать вопрос "заморозки" нынешнего состояния партии по крайней мере до ближайших выборов. При внешней стабильности ситуации ничего хорошего это коммунистам не принесет: в своей ортодоксии они рискуют окончательно отстать от времени. А съезд СПС, который будет проведен 26 июня, вообще скорее всего не станет решать вопрос о лидере. И не почему-нибудь, а по той причине, что реального, яркого, харизматичного руководителя пока нет. Есть лидеры старые, но они отошли от дел. Поиски же новых в неокрепшей молодой поросли, несколько комично, сбиваясь на подростковый фальцет, пытающейся имитировать боевой либеральный задор, или среди правых политиков второго ряда объективно обречены на фиаско. У этих идеологических в собственном смысле слова партий существуют и проблемы с главным - с идеологиями. Они объективно не могут поменяться, потому что ни базовые коммунистические, ни либеральные ценности объективно нельзя отменить. А вот упаковывать их в удобную для потребителя обновленную "обложку" партии пока не научились.
Несколько выбивается из общего ряда Аграрная партия России, которая после фиаско на последних парламентских выборах, а на самом деле после целой череды поражений, начала нащупывать почву для "реструктуризации". Ни колхозники, ни тем более фермеры или представители аграрного бизнеса не видели в партии своего защитника или лоббиста. Не так давно в АПР сменилось руководство - вместо Михаила Лапшина, завалившего партменеджмент, председателем стал Владимир Плотников. Судя по пленуму партии, который прошел неделю назад и на котором было сделано несколько программных заявлений, АПР будет модернизироваться. Ее нынешний руководитель во всяком случае старательно избегал в своем программном выступлении любых намеков на идеологизированность и сделал заявку на то, чтобы партия представляла всех аграриев - от тех самых колхозников до агробизнеса. В правлении партии и известный аграрный предприниматель Алексей Чепа, и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, и экс-кандидат в президенты от коммунистов Николай Харитонов. Установка на прагматизм и стремление действовать в соответствии с существующими реалиями (ну прошло уже время "Поднятой целины" и "Районных будней"!), возможно, позволят АПР из псевдооппозиционной партии превратиться во влиятельную структуру, представляющую аграрное лобби, которое есть во всех странах с развитым сельским хозяйством, в том числе и прошедших через недавнюю рыночную трансформацию.
...Словом, сплошной "сумбур вместо музыки". Российским политическим партиям еще долго придется назначать свидания избирателям, прежде чем те почтят их своим присутствием. Но сам процесс ухаживания обещает быть все более интересным.