- Сколько лет действует ваша база данных?
- Столько же, сколько существует ЕГЭ. Когда он только начинался, мы поняли, что такая база данных будет необходима и абитуриентам, и вузам. Ведь если в вуз пришло свидетельство о сдаче ЕГЭ, приемная комиссия захочет провести его экспертизу. То же самое со школьными аттестатами - вузу надо проверить, подлинный ли он.
- Вы уверены, что вашу программу о недействительных аттестатах вузы будут просматривать?
- Просматривают, и с большим интересом. Тем более процедура несложная: это раньше надо было прочесть полученный из министерства длинный список и сверять номера в нем с номерами принятых аттестатов. А теперь достаточно сделать один файл - ведь в приемных комиссиях вузов всегда есть своя программа учета абитуриентов - и передать нам по компьютеру. Файл войдет в базу данных, и через две-три минуты заказчики получат ответ.
Школьные аттестаты в приемных комиссиях могут проверяться так же, как номера паспортов, когда вы летите за границу. Почему так не было раньше? Лет пять назад это обошлось бы дорого - не было таких мощных серверов, но сейчас мы можем себе это позволить. В принципе в России должна быть база документов об образовании. Сейчас ее просто нет.
- К сожалению, сегодня человеку нельзя отказать, если он принес в приемную комиссию фальшивый аттестат. То есть теоретически это должно быть сделано, но на практике не делается никогда.
- Не делается, потому что много мороки. Сейчас у вузов есть и другие способы "завернуть" человека, который принес в вуз фальшивый аттестат. А когда мы будем действовать по закону, то такие методы применять будет нельзя.
- Но закона-то нет...
- Нет, есть - Закон "Об электронной цифровой подписи", который был принят два года назад. По закону могут создаваться удостоверяющие центры с сертифицированным программным обеспечением. Если предъявленный документ об образовании не соответствует действительности, то вуз может предложить предъявителю обращаться в суд. А суд проверил бы информацию и подтвердил: в приемной комиссии человеку отказали на основании закона. Кроме того, если бы мы в этом удостоверяющем центре ошиблись, дали неверное заключение, после которого чья-то судьба оказалась порушенной, то и на нас можно подать в суд. И это было бы справедливо.
- С какими трудностями приходится сталкиваться?
- Самая большая сложность - апелляции. Например, выпускник написал апелляцию на решение ЕГЭ. От ее исхода зависит изменение многих сведений в базе данных, ведь результаты обжалования могут повлиять и на результаты других детей, решавших те же самые задачи. В этом году мы ставим рядом с фамилией такого ребенка флажок: это значит, что до 15 июля - окончательного срока подачи результатов - данные этого абитуриента могут измениться. Особая статья - искажения имен и фамилий. Ребенок пишет на одном бланке свое имя "Наталья", а на другом - "Наталия". Компьютер воспринимает Наталью и Наталию как двух совершенно разных людей. И получаются нестыковки: у одного и того же абитуриента есть результаты по математике, но нет результатов по физике.
По моим наблюдениям после ряда ошибок люди начинают более или менее осмысленно относиться к тому, что они пишут и подписывают. Думаю, что за счет ЕГЭ информационная культура населения повышается. И это стопроцентно положительный эффект.