18.06.2004 06:02
    Поделиться

    Рост цен на топливо

    Но в других 62 регионах России сговора как бы нет, а цены растут еще круче. Так, в Московском регионе с начала года бензин АИ-80 подорожал на 22,5 процента, 92-й - на 26,3, 95-й - на 20,4 процента. В печальных лидерах - нефтяной край, Тюмень (рост - почти на 9 процентов). И хотя в 25 регионах цены еще стоят, в среднем по стране только за последнюю неделю розничные расценки поднялись на 2,1-2,7 процента (в зависимости от сорта).

    Россия не одинока. Так, в ЕС за последний месяц бензин, аналог нашего 95-го, подорожал с 1 евро за литр до 1,22, и впереди Европы всей - Германия. На Украине правительство обязало нефтяников поставлять АИ-95 практически без наценки, чтобы как-то обуздать рост цен, а страны Балтии и вовсе в панике - после вступления в ЕС они ждут катастрофического ценового скачка. Что это - прямое следствие галопирующих нефтяных цен или все-таки тотальный сговор? Как с этим справиться? И как быстро взлетевший до небес бензин потянет за собой все остальные потребительские товары?

    Похоже, причины происходящего не до конца понятны даже самым компетентным экспертам. Так, заместитель председателя Совета по производительным силам и природным ресурсам при минэкономразвития, профессор Александр Арбатов в беседе с корреспондентом "РГ" не исключил, что сговор продавцов бензина может иметь место - если не всероссийский, то внутри отдельных регионов. "Ведь не секрет, что региональные рынки, как правило, делят между собой максимум три компании, - говорит профессор. - А бывает, что и среди этих трех кто-то один явно лидирует. В подобной ситуации устроить сговор легче легкого. Летом, когда происходит сезонный рост потребления топлива, соблазн особенно велик".

    В то же время и он, и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко главную причину видят все-таки не в "теории заговора", а в высоких мировых ценах на нефть, которые провоцируют наших топливников на неадекватные поступки. Но на какие именно - их мнения расходятся. Так, Сергиенко видит корень зла в массированном экспорте за рубеж собственно нефти:

    - В России добыча нефти выросла на 10 процентов, а экспорт - на 22 процента, - сказал он корреспонденту "РГ". - Все увлеклись экспортом из-за роста мировых цен. Вероятно, недостающие 12 процентов и берут из внутренних ресурсов.

    Поскольку нефти становится меньше, цена на нее повышается, и те заводы, у которых нет своих запасов, вынуждены ее по такой цене и покупать. И эта высокая цена становится ориентиром для оптового рынка в целом.

    Однако Арбатов уверен, что за рубеж в повышенных количествах гонят и собственно бензин:

    - Именно сейчас за границу вывозится максимальное количество полуфабрикатного бензина. На вывоз сырой нефти существует строгая квота. А на продукты перегонки - нет. Прямогонный бензин сейчас вывозится в таких количествах, что на внутреннем рынке его едва хватает.

    Сергиенко в это не верит: по его словам, российский бензин почти невозможно продать за рубеж, поскольку он не выдерживает мировых стандартов качества из-за присадок, запрещенных, например, в странах ЕС по экологическим соображениям.

    Возможно, ясность внесет такая статистика. Хотя добыча нефти, как говорилось выше, поднялась в России на 10 процентов, бензина в стране делают практически столько же, как и прежде. Так, объем первичной переработки нефти вырос всего на 0,7-3,4 процента, а производство бензина - на 1,2-5 процентов (разброс данных получился от того, что эти цифры считали отдельно по каждому заводу). Крайне показательно, что уровень загрузки нефтеперерабатывающих мощностей российских предприятий даже упал - на 6 процентов. При этом автомобильный парк страны растет как на дрожжах (в 2002 году - на 5,4 процента, в прошлом - на 3,5). Получается, что практически вся вновь добытая нефть гонится прямиком на экспорт, а поскольку внутри страны спрос на бензин увеличивается, топлива не хватает. Видимо, при нынешних мировых ценах на нефть продавать "черное золото" за рубеж намного выгоднее, чем перерабатывать ее на бензин и торговать им внутри страны. Отсюда вывод - цена на бензин будет расти до того момента, как выгоды от экспорта и от внутренней продажи бензина хотя бы сравняются.

    Так или иначе, в России уже наблюдается то, что прежде считалось возможным только на "гнилом Западе" - люди пересаживаются с машин на автобусы и метро, во всяком случае, люди не самые богатые. Точной статистики пока собрать не удается, но, как показал опрос владельцев бензоколонок в 20 регионах России, устроенный Топливным союзом, тенденция к снижению объемов продаж налицо.

    Еще меньше ясности с тем, как вырулить из этой ситуации. Собственно, у властей есть два возможных сценария поведения. Первый - обязать экспортеров сначала насыщать внутренний рынок, а потом гнать излишки за кордон. Второй сценарий находится в ведении Федеральной антимонопольной службы, и заключается он в том, чтобы повторить в масштабе страны то, что сделано в Ставропольском крае, - выявить и пресечь возможные сговоры торговцев.

    Григорий Сергиенко советует ФАСу начинать действовать без промедлений, хотя и признает, что быстро повлиять на рынок все равно не получится. Сергиенко даже предлагает разбить вертикально интегрированные холдинги (одна компания и добывает нефть, и перерабатывает ее в бензин, сама им и торгует), ссылаясь при этом на мировой опыт. Остается лишь напомнить, что в свое время, когда в стране эти самые холдинги создавались, это преподносилось тоже как дань "мировому опыту".

    Рост бензиновых цен резко опережает инфляцию, которая в месяц, по официальным данным, составляет не более процента. Однако, поскольку бензин - это товар, который диктует цены всем другим товарам, у экспертов нет особых сомнений в том, что уже в самое ближайшее время он подстегнет и рост потребительских цен вообще, и инфляцию как таковую. Однако с инфляцией, говорят наблюдатели, уже сейчас происходит что-то странное. Отдельные категории товаров дорожают не хуже бензина (только непонятно, сами по себе или это уже топливный фактор сказался). Как при этом удается удерживать официальную инфляцию на уровне "процент в месяц", многим экспертам непонятно, и они сомневаются: а корректно ли ее оценивают?

    Самое интересное - что будет дальше. Мировые цены на нефть рано или поздно упадут, но когда это случится - никто не знает. Очевидно, что если ФАС так и не предпримет решительных шагов, вовсе не факт, что после снижения мировых цен бензин тут же подешевеет (хотя такие прогнозы и звучат, это все-таки скорее прекраснодушные пожелания). Более вероятно, что нефтяники, не получая больше сверхприбылей на экспорте, будут стараться выжать прибыль из торговли бензином, а поскольку потребитель к тому времени уже успеет привыкнуть к высоким ценам, снижать их не будет никакого смысла. И традиционный ценовой всплеск в сентябре, связанный с тем, что люди возвращаются из отпусков и садятся на машины, будет, вероятно, более острым, чем обычно.

    Ракурс

    Как сообщала "РГ", в конце мая антимонопольное управление Ставрополья, возбудив дело в отношении 9 нефтяных компаний по нарушению антимонопольного законодательства, доказало сговор в установлении цены на горючее на всей территории края. На предписание антимонопольщиков бензоторговцы отреагировали чрезвычайно болезненно. Однако после
    доказательной аргументации, приведенной независимыми экспертами, компании
    пошли на попятную.

    К сегодняшнему дню половина из них представила антимонопольщикам расчеты по своей хозяйственной деятельности одновременно с новыми расценками. Остальные компании завершают свои экономические расчеты и со дня на день передадут их в территориальное управление ФАС.

    Между тем цепочка проверок протянулась и в соседние регионы. По просьбе ставропольских антимонопольщиков их коллеги из краснодарского территориального управления проверяют ценовые "фокусы" головной компании "Лукойл-Югнефтепродукт", давшей предписание своему ставропольскому филиалу продавать бензин на 40 копеек дороже, чем он продается на территории ее дислокации - в Краснодаре и Краснодарском крае.

    Единственная компания, категорически не согласившаяся с выводами антимонопольщиков, - "Ставропольнефтепродукт", самая крупная в крае, работающая под "ЮКОСом". Безуспешно попытавшись найти защиту у краевого министра экономразвития В. Гаевского, "Ставропольнефтепродукт" подал протест в арбитражный суд.

    "Это их право - обжаловать, но доказать обратное им будет нелегко", - уверены антимонопольщики, которые начали детальное расследование еще одного неприятного для края сюрприза "ЮКОСа". Эта компания приняла решение вдвое сократить число своих нефтебаз на территории Ставропольского края, объясняя это чисто финансовыми причинами: малая наполняемость емкостей при высоких ценах на недвижимость и на землю. Что на самом деле стоит за решением компании избавиться от терминалов, неизвестно.

    Совместно с госэнергонадзором и другими контролирующими структурами антимонопольное управление принялось жестко "шерстить" мелких нефтепродавцов, которым в крае несть числа, за их безбоязненное и даже наглое использование "лейблов" и прочей узнаваемой атрибутики известных нефтяных фирм. Как свидетельствуют регулярные проверки, количество поддельного или, как выражаются автомобилисты, "разбодяженного" бензина на автозаправках края, как и во всей стране, растет вместе с ценами. А фальсифицированный бензин - смерть для автомобиля: мгновенно выходят из строя топливные датчики, фильтры, сальники, "грохаются" моторы.

    Увы, бензином, который неизвестно на каком "самоваре" перегнали, все чаще стали торговать и солидные фирмы. По мнению руководителя Ставропольского антимонопольного управления В. Рохмистрова, бензоторговцы распоясались, во-первых, из-за несогласованных действий контролирующих органов, во-вторых, потому что крупные компании "крышуют" крупные чиновники на местах. Антимонопольное управление готовит предложения для местных органов власти выделять места для автозаправок только на конкурсной основе.

    Поделиться