Поздним вечером после победы португальцев над сборной России мы не увидели ни шествий, ни гуляний, ни криков и воплей болельщиков. Кто-то заметил, мол, ночной Лиссабон извиняется за роковую ошибку норвежского судьи, которой, правда, если верить вердикту УЕФА, вовсе и не было.
Но дело, конечно, не в этом. Здесь прекрасно осознают, что победа над русскими не будет иметь ровным счетом никакого значения, если португальцы не выйдут не просто в следующий раунд, а по меньшей мере в полуфинал чемпионата. А для этого нужно победить заклятых соперников из Испании, единственной страны, с которой Португалия граничит на суше. Здесь не забывают, как в 1380 году испанский монарх Филипп Второй провозгласил себя королем Португалии, как и то, что испанское господство продолжалось 60 лет...
Кстати, сами испанцы, чувствуя в эти дни что-то неладное, принялись без устали говорить, что их судьба предрешена. Дескать, Андерс Фриск, который судит встречу, явно будет играть на стороне португальцев...
Психологическая артподготовка нации к решающему матчу с испанцами стартовала в четверг днем. Точнее, началась удивительная фиеста. После некоторой паузы португальцы наконец-то осознали, что их любимцы одержали первую победу на ЕВРО-2004. К одной из самых крупных площадей Лиссабона, где традиционно проводятся многие культурно-массовые мероприятия, начала стекаться разношерстная публика.
Популярный португальский телеканал TVI, один из двух, которые транслируют здесь матчи чемпионата, установил на площади большую сценическую площадку и около десятка телекамер. Шоу началось днем в четверг и продолжалось в прямом эфире ТВ, с перерывом на ночь, вплоть до вечера пятницы. Профессионалы прекрасно понимают, что подобное бывает в исключительных случаях.
А случай действительно уникальный. Португалия еще не выиграла еврочемпионат, сборная еще только готовится к игре с испанцами, а телевидение празднует пока что единственную и локальную победу. Около 10 часов камеры без перерывов показывали, как на арену один за другим поднимались самые популярные португальские певцы, пели и плясали с простым людом. Никаких тебе секъюрити и бритоголовых охранников. Хочешь потанцевать со звездой - выходи на сцену. Все просто и демократично. Все объединены одной целью - настроить себя и любимую сборную на победу. И работают на нее.
Шоу вели двое - популярный местный шоумен, игравший роль серьезного, лишь временами ироничного "хозяина микрофона", и его напарница, дама средних лет в цыганском наряде, вся бряцающая побрякушками. Она изображала этакую экзальтированную и взбалмошную особу. Взбегала на сцену, чтобы сплясать танец живота рядом с молодыми португальскими певцами, через пять минут уже появлялась на балконе соседнего здания, что-то кричала оттуда коллеге, отчаянно жестикулировала и снова бежала к сцене. Смысл ее жестов и слов был понятен без перевода: все для победы, все для сборной...
Волей-неволей мы не удерживались от аналогий с нашими артистами. Вот на сцену вышла аппетитная дама в короткой юбочке с возбуждающими формами и спела душераздирающую песню. И надо же такому случиться: ее объявляют как "Машу Лиссабонскую". Или вот на сцену вышел постаревший мужчина, с двумя серьгами в ушах, с повадками, характерными для представителя определенной группы меньшинств. После того как этот пожилой Алекс, виляя бедрами, спел задорную песню с недвусмысленным названием "Мистер Гей", все стало ясно: Боря Моисеев, ау?!
Но все ждали кульминации. И наконец зазвучала любимая португальцами песня. Все пустились в пляс под незатейливый припев "Дойш мил куатру, Португал, Португал!" - "2004 год, Португалия, Португалия!" Мы не сдерживаемся и подпеваем исполнителям - настолько весела и зажигательна композиция, передающая настроение фиесты, в которую в эти дни окунулась вся страна.
Вы уже знаете результат решающей для португальцев встречи с испанцами. От него зависело, будет ли ночь в Лиссабоне расцвечена фейерверками или веселая фиеста все-таки закончится. Об этом - в следующем номере "РГ".