25.06.2004 00:00
    Поделиться

    "Свои" на ММКФ

    Из досье "РГ"

    Валентин Черных родился в 1935 году. Окончил ВГИК (1967) и Курсы режиссеров ТВ (1968). Лауреат Государственной премии СССР.

    Написал сценарии к нескольким десяткам фильмов, среди которых такие известные ленты, как "Любить по-русски", "Сын за отца...", "Небеса обетованные", "Любовь земная" и наконец "оскароносный" "Москва слезам не верит".

    - Посмотреть ваш новый фильм смогли лишь москвичи, да и то далеко не все.

    - Действие в фильме разворачивается в глухой псковской деревне в августе-октябре 1941 года. Три сбежавших из немецкого плена человека - Чекист, Политрук и Снайпер - попадают в дом кулака, который был раньше репрессирован и который, мягко говоря, очень не любит советскую власть. Выдаст или не выдаст?

    Им некуда податься. Кругом - враги. Лес полон страхов. Болота затягивают. В деревне - Старик. Кто он? Чужой? Свой? Кто они для него? Чужие? Свои? Они - в его власти. Их можно убить. Их можно сдать в комендатуру. Но один из них - его сын. Младший. Любимый. Снайпер. Процитирую лишь кусочек сценария:

    "Чекист: Старик сегодня ночью нас убьет.

    Политрук: Зачем?

    Чекист: Мешаем мы ему. Ему надо сына сохранить. Одного он прокормит, в подвале может и несколько месяцев продержать, а когда все утрясется, выправит ему документы. Одного ему даже немцы простят, а троих никогда..."

    - И чем заканчивается эта история?

    -Один погибает, другой идет воевать дальше. Вот такие взаимоотношения... Это время застал пятилетним мальчиком. Мой отец, комиссар полка, погиб 22 июня 1941 года, в первый день войны под Гродно, где мы жили. Мать с двумя маленькими детьми уехала к своим родственникам в Псковскую область, к деду. В фильме этот дед существует, с его конкретной биографией - нормальный псковский кулак, который был раскулачен и сослан в Сибирь. Я не могу сказать, что моя точка зрения историческая, но считаю, что Гражданская война закончилась не в 22-м году, а в 42-м. Война закончилась, когда началась Отечественная. Несмотря на все обиды, нанесенные советской властью, все-таки родина есть родина. Ее надо защищать.

    - Как вам работалось с Дмитрием Месхиевым?

    - Мне повезло с режиссером. Еще и потому, что когда я написал сценарий, где указал абсолютно точно место действия, Месхиев сам проехал по этим деревням и воссоздал их в фильме. Выяснилось, что Дима ленинградский грузин, но мать у него "псковская", и он все детство провел в Псковской области. Он очень хорошо знает даже местный говор. Когда он заговорил "по-пскопски", я сразу понял: это - единственный человек, который хорошо знает то, что он будет снимать.

    - Довольны ли вы актерским составом?

    - Все были просто замечательные - и Хабенский, и Гармаш, и Суркова, и Анна Михалкова, и Федор Бондарчук. Очень выразительно Ступка сыграл старика. Хотя эта роль писалась на Матвеева и он хотел очень сыграть, но... Не успел. Умер.

    - А какие у вас прогнозы на будущее фильма?

    - Эта история чисто российская. Хорошее кино, но для внутреннего, так сказать, пользования. Зарубежному зрителю будет трудно понять, что такое чекист, что такое политрук, что такое кулак.

    - А не хотелось бы написать сценарий "Москва слезам не верит-2"? Продолжение оскароносного фильма наверняка имело бы неплохие шансы на успех за границей.

    - Ни за что...

    - Кстати, как вы восприняли премию "Оскар"?

    - "Москва слезам не верит" получил "Оскар" как лучший иностранный фильм. В таких случаях премию получал продюсер. А у нас тогда их не было, продюсером было государство. В принципе оно и получило "Оскар", а не Черных, Меньшов или Алентова.

    - Над чем вы сейчас работаете?

    - Естественно, над новым сценарием - уже на современную тему.

    - Как развивается наше кино сейчас?

    - Я думаю, что оно на подъеме. Мое поколение уже практически все выпало из кинопроцесса. Сорокалетние только начинают. Это Тодоровский, Месхиев. Сейчас все очень резко изменится. Мы вынуждены будем быть похожими на американцев, вернуть зрителя. Но в то же время наше кино особенное. Оно и не европейское, и не американское.

    - Андрей Эшпай закончил многосерийный фильм "Дети Арбата" по вашему сценарию. Видела ли его вдова Рыбакова?

    - Она улетела несколько дней назад в Америку. Это очень умная женщина. Эшпай хороший режиссер, и он не мог снять плохое кино.

    - Ходите ли вы на кинофестиваль?

    -Да, я должен смотреть все. Иначе я не буду в процессе. Нравится или не нравится Тодоровский - я должен смотреть.

    - Так Тодоровский нравится или нет?

    - Очень интересен. Только что был на премьере его фильма "Мой сводный брат Франкенштейн".

    - Вы бы хотели для него написать сценарий?

    - Нет. Он слишком умен. Мы разные люди.

    Поделиться