Участники фестиваля, среди которых были как молодые московские поэты - Максим Амелин, Инга Кузнецова, Елена Исаева, Виталий Науменко, так и жрецы Парнаса - Анатолий Найман, Дмитрий Веденяпин, Ирина Ермакова, Игорь Иртеньев, отправились по древнему караванному маршруту. Из Одессы в Поти поэты плыли на одном из самых больших паромов "Грейфсвальд", а в каждом из городов проводили вместе с украинскими и грузинскими коллегами по цеху поэтические вечера и мастер-классы. В редакции "Октября" состоялась пресс-конференция по итогам фестиваля, после которой обозреватель "РГ" побеседовал с автором проекта, главным редактором журнала Ириной Барметовой.
- Как возникла идея такого необычного фестиваля?
- В феврале этого года журнал "Октябрь" отправился в Одессу, чтобы провести там несколько творческих вечеров. В итоге обнаружилась чудовищная разорванность наших культур. Имена молодых российских прозаиков и поэтов, которых мы представляли, ничего не говорили одесситам. Но и фамилии новых писателей этого славного вольного города для нас были лишь звуком. Именно тогда у меня возникло желание познакомить между собой молодых писателей. Простите за пафос - попытаться соединить наши культуры. "Шелковый путь поэзии" не следует дословно отождествлять с древними караванными маршрутами. Это метафора культурного пространства. На этом пространстве по встречным направлениям идет диалог и взаимообогащение культур.
- Как вы нашли пароход?
- Проект в том виде, в котором осуществился, в первую очередь обязан судоходной компании "Укрферри" и ее президенту Александру Курлянду. С российской стороны мы нашли понимание в Минпечати, теперь оно называется иначе, а в Грузии фестиваль приветствовал уполномоченный президента в Аджарии Леван Варшаломидзе. Но подчеркну: наш фестиваль - инициатива частная, мы провозгласили лозунг - "Поэзия без политики".
- А на пароходе плыли лишь поэты?
- Вместе с нами были и другие пассажиры, много водителей огромных трейлеров, людей как будто далеких от поэзии. Мы пригласили желающих на вечер поэзии. И все, кто плыл с нами, на эту встречу пришли! Представьте верхнюю палубу, парящую над морем, горизонт, скручивающийся в кольцо, а в середине его - наш пароход и поэты, читающие стихи,- картина захватывающая. Уверена, это останется не только в нашей памяти, но и войдет в новые стихи. В Одессе произошла похожая история. Одесса утерла нос Москве. Открытие проходило в зале Украинского театра. Игорь Иртеньев сказал, что если первые два ряда будут заполнены, считайте, мы сорвали аншлаг. Но когда перед нами открылся занавес, мы ахнули - зал оказался полон, собралось семьсот человек! Превосходной организацией работы фестиваля в Одессе мы обязаны творческой лаборатории "Юго-Запад" и ее руководителю Елене Палашек-Сторожук.
- Чем вы объясняете такой теплый прием?
- Жаждой общения. Подумайте, целых пятнадцать лет не было ни одного неполитического действа, которое прервало бы "разобщенность близких душ"! Нам без устали твердят о ненужности литературы, о ее бесполезности в формировании нового сознания. Фестиваль показал, что эти утверждения ошибочны. Люди устали от изоляции. Мы уже условились, что к следующему фестивалю будем переводить и публиковать на страницах "Октября" молодую поэзию Грузии и Украины.
- Значит, "Шелковый путь" будет длиться?
- Обязательно. Но в следующем году мы пригласим еще и художников, кинематографистов, музыкантов. И, конечно, поэтов. Поэтический язык - это самая высокая и чистая нота литературы. Первый фестиваль показал, что нас ждут, нас очень хотят узнать. И от того, какими мы предстанем, зависит, будут нас любить или нет.