Кинозалы Карловарского кинофестиваля продолжают собирать аншлаги - накануне полуторатысячный Большой зал отеля "Термал" готов был треснуть по швам во время демонстрации немецкой конкурсной картины "Напола", а билеты на просмотр российской короткометражки "Столичный скорый" закончились еще утром - не помогала даже выделяемая журналистам билетная квота.
"Напола" - картина о страданиях молодого гитлерюгендовца, парня из бедной семьи, волей случая попавшего в элитную военную школу-пансион, где из сопливых мальчишек готовят будущих офицеров СС. Режиссер постепенно раскручивает спираль его бед - для начала голубоглазому юноше приходится пойти против воли отца и подделать его подпись на разрешении на учебу, затем доводится терпеть унижение от муштрующих "дедов" и преподавателей... В одну из ночей отряду будущих офицеров устраивают боевое крещение - приказывают уничтожить окопавшуюся в лесу диверсионную группу. Кое-как справившись с заданием, молодые люди обнаруживают, что они расстреляли обыкновенных русских подростков: с этого момента разброд и шатания главного героя достигают предела - муки совести заставляют его публично расписаться в собственном нежелании быть причастным к "личному авангарду Гитлера".
Лента Ганзеля же размашисто и помпезно ищет решения сложной задачи - как не опозорить "германский дух" после всего того, что гитлеровцы сделали с Европой; своего рода попытка признать свой позор с высоко поднятой головой. Очень "немецкая" картина, которой скорее всего уготован крайне холодный прием в прокате стран антигитлеровской коалиции и полный провал в России.
Однако русским режиссерам в Карловых Варах везет - фестивальный зритель весьма тепло принял короткометражку Артема Антонова "Столичный скорый", представленную в рамках программы "На Восток от Запада". Кажется, что фильм сделан по сюжету газетной заметки, напечатанной в рубрике "Курьезы": две девушки из рабочего поселка развлекаются тем, что задирают юбки перед проходящим мимо их городка столичным скорым и мельком показывают проезжающим свое нижнее белье. Однажды из окна падает бутылка с посланием от некоего Миши, который признается девушкам в симпатиях и высказывает надежду на скорую встречу, и с тех пор жизнь девочек проходит в ожидании волшебника, который приедет в голубом вагоне "Авроры" и увезет девушек в столицу.
Молодому дипломнику Петербургского университета кино и телевидения удалось решить свою картину несколькими крупными и точными штрихами: вот с одной стороны танцуют девушки, а вот с другой - их парни кидают в поезд камни, - и одну минуту из тридцати зритель живет страшным предчувствием того, что когда пройдет последний вагон, один из камней может угодить в девчонок, и лишь минуту спустя "считывает" эту метафору. Кстати, при всей выпуклости социальной, периферийной проблематики (молодой режиссер называет занятия девушек "танцами на обочине жизни") в картине нет ни грамма пресловутой чернухи, в маниакальной привязанности к которой еще два года назад совершенно справедливо обвиняли каждого второго выпускника киновузов.
На узком пространстве короткого метра Антонов делает срез провинциальной жизни (на уровне речи, картинки и сюжета), однако жизнь глубинки для него - не повод для публицистической обеспокоенности, а наоборот, лишь рельефный фундамент для чистого кинематографического восторга от творящейся на его глазах, казалось бы, совершенно обычной жизни.
У российских кинематографистов начинается ответственная пора - сегодня в конкурсе картина Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн", а завтра в программе "На Восток от Запада" - представление ленты "Время жатвы" Марины Разбежкиной, ставшей одним из главных хитов ММКФ.