06.07.2004 02:00
    Поделиться

    Пищевая промышленность на Дальнем Востоке

    На рынке продовольствия предложений много, но выбрать порой нечего

    - Хорошего мало, - вздыхает Екатерина Алексеевна. - Как-то взяла шпроты, а они такие оказались старые, что растворились! Тушенка тоже у меня под подозрением: одни жилы. Как-то решила себя побаловать печенью, написано было - американская, так ее заморозили, наверное, еще при Трумэне… Короче, что я обычно по субботам покупаю? Чай листовой, но не крупный - долго заваривается. Если беру масло сливочное, то только на вес и открытое, чтобы не подсунули масляную смесь, я по срезу хорошо отличаю. Маргарин покупаю для выпечки пирогов, молоко, сметану и творог - только из пригорода, потому что они дешевле. Для супа беру кости и хрящи, но выбираю тщательно. С американскими окорочками иногда делаю солянку. Вот и весь шик. А в основном крупы - гречка, пшено, рис. Перловку хорошо с жареными грибами перемешивать - можно наесться.

    Мясо и докторскую колбасу пенсионерка никогда не покупает на рынке, для этого есть ветеранский магазин. Раз в неделю она может себе позволить сварить бульон из курицы. Хлеба у Екатерины Алексеевны идет на неделю больше буханки. Очень выручает картошка - можно и в мундире есть, и жареную, она никогда не приедается.
    - О чем мечтаю иногда? - делится Екатерина Алексеевна. - Хоть кусочек бы салями попробовать. Говорят, она соленая, но самой убедиться надо. Давно не ела ананасов, не знаю вкус киви, а про авокадо лишь читала. Винограда хочется, который был по 90 копеек при социализме. От вина бы хорошего не отказалась, потому что не покупаю никаких напитков вроде пепси закрашенных и очень дорогих. Ой, не травите душу…

    Чего травить-то? Тема еды, желудка касается каждого, кто живет. Каждому человеку нужны свои две тысячи калорий ежедневно. И потребителю почти все равно, из каких краев эти калории к нам поступили. Посмотришь на прилавки - изобилие, какого прежде не было, от омаров и мидий до тропической карамболы. Сегодня на прилавках магазинов края можно насчитать до девяноста видов хлебобулочных изделий, около двухсот разновидностей алкогольной продукции, более 130 наименований молочной... Но одни граждане питаются продуктами из фирменных магазинов, другие - тем просроченным, что продается на асфальте возле рынков за копейки.

    Ученые выяснили, что для пополнения запаса калорий нынешняя потребительская корзинка уже непригодна. Формулу среднего рациона определить трудно, но люди науки постарались. Поскольку уровень и структура потребления продуктов питания зависит от экономических и социальных условий, они обратили внимание на ту часть потребительских расходов семьи, которая идет только на питание. И делают вывод: питание у дальневосточников остается самой затратной статьей. (По результатам бюджетных исследова-ний, она составляла в Хабаровском крае в 1990 году 31,5 процента, а в 1995-м – уже 52,8 процента).

    Это миф, что дальневосточники едят рыбы больше остальных. Жители края стали меньше употреблять морепродуктов на 37 процентов, яиц - на 26, а молочных продуктов - на 52! Эти данные, приведенные на депутатских слушаниях, заставляют задуматься: а что же мы едим? Дыры в рационе земляков компенсируются хлебом, картофелем, крупами, так называемыми углеводистыми продуктами - благо, цены на хлеб поддерживаются на среднем уровне, а картофель выращивают на дачах. Каждая хозяйка назовет вам минимум десяток блюд из него, даже праздничных.

    Подсчитано, что картофельный перекос составляет уже треть меню. Вспоминала Екатерина Алексеевна времена, когда в магазине были не «ножки Буша», а местная свинина, но то давно было. Именно пищевая промышленность ощутила болезненный удар реформ.
    - Уровень самообеспечения основными продовольственными товарами в крае низок, - считает Михаил Стрельцов, замминистра экономического развития правительства края. - Мы много завозим продукции по импорту из КНР, Вьетнама, Новой Зеландии, Кореи, Австралии, Польши и Голландии. Причем почти половина мяса, съедаемого в крае, - импортное. Фрукты на 61 процент завозятся. А крупы, особенно рис, на 90 процентов привозные.

    Благо, не все идет из-за кордона: поставляют нам продукты и более «сытые» сельско-хозяйственные российские регионы: например, растительное и сливочное масло идет из Краснодара и Ставрополья, молоко и мед - из Башкирии, мясо и колбасы - из Московской области, зерно и муку везут из Сибири. Можно все это производить на месте? Можно, но невыгодно. Порой пенсионеры покупают алтайскую муку, поступая непатриотично, но с личной выгодой: своя-то мука подороже будет из-за того, что на Дальнем Востоке энерготарифы и цены на горючее повыше. Три четверти всей муки в крае - завозные, хотя есть собственные мощности по переработке зерна. И так во всем.

    Если в цифрах, то производство пищевой продукции в крае с 1990 года уменьшилось почти вдвое. Производство мяса снизилось в шесть раз, а маргарин стало бессмысленно вообще производить. Но не может быть такого, чтобы пищевое производство и поставка продуктов были невыгодными! Откуда тогда столько оптовиков и баз? В этой сфере сегодня кроется немало безобразий и странностей. Вот лишь одна: расходы оптовиков, по данным специалистов, составляют одну четвертую розничной цены. А вот другая: если на ввоз мяса существуют жесткие квоты, откуда столько разных колбас на прилавке, что запутаться можно? (В крае продается колбаса 448 наименований).

    Оказывается, половина местных производителей вынуждена работать на контрабандном мясе: к примеру, делают на таможне вид, что ввозят сало, не облагаемое пошлиной. В этой сфере, по подсчетам знатоков, вращаются немалые деньги: на одном только судне таким образом отмывается до пяти миллионов долларов…

    Поиск путей выживания среди конкурентов приводит местных производителей к тому, что они устанавливают новые технологические линии, модернизируют производства, избегают участия посредников, переходят на выпуск новых наименований. К примеру, стали производить соевые продукты, богатые белком: молоко, творог, кефир и йодосодержащие продукты, имеющие спрос: хлеб с ламиданом.

    Самая жалкая участь ожидала сельское хозяйство: на рынок хлынул нерегулируемый поток более дешевых овощей и фруктов, выход местным хозяйствам и фермерам был практически перекрыт, а ценовая политика привела к спаду и кризису в сельском хозяйстве.
    В Соединенных Штатах принят специальный закон - о продовольственной безопасности и инвестициях в сельское хозяйство, выделены 190 миллиардов долларов на техническое перевооружение, иначе американцы не смогут удержать свою долю рынка. А мы как же? Будем доедать тушенку времен Лендлиза?


    Комментарии


    Юлия Королева, заместитель министра сельского хозяйства правительства Хабаровского края:

    - Наш регион отличается сложными природными условиями и неплодородными почвами, но здесь до реформ существовали животноводство и растениеводство. По итогам 2003 года сельское хозяйство края обеспечило потребности в мясе лишь на 17 процентов, в молоке - на 24, в овощах - на три четверти и лишь картофелем полностью. Товарная экспансия и высокие налоги сделали свое дело: объем сельскохозяйственного производства сократился вдвое. Высокая трудоемкость производства мяса сделала этот бизнес невыгодным и в крае, идет поворот в сторону растениеводства. Но и здесь зачастую используется ручной труд, что ведет к удорожанию продукции и делает ее неконкурентоспособной.

    Оборудование в хозяйствах изношено на 70 процентов, не хватает пятисот тракторов и 60 комбайнов, село стареет. Добавить к этому повышение цен на комбикорма - и станет понятно, почему на сотню крестьянских хозяйств вы насчитаете лишь 18 коров и 14 свиней… Крестьянину стало невыгодно кормить свою семью.

    Правительство края поддерживает аграрный сектор материально, но нужно полностью менять политику по отношению к производству собственных продуктов: ведь сегодня уровень импорта сельхозпродукции выше допустимого уровня безопасности.

    Сергей Лопатин, министр пищевой промышленности Хабаровского края:

    - Наш регион - традиционно «завозящий». В прошлом году населению края реализовано продовольствия на 20,5 миллиарда рублей, при этом местных пищевых продуктов выработано на 6,7 миллиарда рублей. Нередко спрашивают: почему у нас почти все завозное? Потому что у своей продукции цена выше, хотя наши мощности позволяют полностью закрыть потребность населения в молоке, муке, кондитерских изделиях, колбасе. Но факт, что некоторые виды продукции действительно легче привезти, чем произвести. Зато наши колбасы могут конкурировать с привозными более низким содержанием жира и соли, что и используют пищевики.

    Покупать собственные пищевые продукты не только патриотично, скорее - безопасно. Завозимая продукция имеет всего лишь сертификат. А местная проходит как минимум три ступени контроля. Потому что, к примеру, более восьмидесяти процентов окорочков оказываются бракованными!

    Алексей Шелепа, директор Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования агропромышленного комплекса:

    - На уровне одной территории названных продовольственных проблем не решить. Цены на продукцию промышленности растут в 15 раз быстрее, чем на товары сельскохозяйственного производства. Политика компенсации затрат проводится во многих странах, но в России нет соответствующего закона, хотя попытки поддержать производителя были.

    Поделиться