Если увлечение парашютизмом в республике давно уже популярно, то парапланеристская забава – явление еще крайне редкое. Отчаянных любителей столь острых ощущений можно пересчитать по пальцам.
Первые парапланеристы в нашу республику приехали из города Сарова. По выходным увлеченные полетами многие жители этого ядерного центра брали детей, снаряжение, садились в машины и приезжали в Темников, рядом с которым облюбовали несколько подходящих к полетам высот. Вместе со взрослыми летали и дети из саровского клуба парапланеристов, которые практически всегда побеждают своих сверстников на различных российских состязаниях.
В один из таких полетных дней Михаил Горбунов с приятелем случайно оказался на окраине города и обомлел: "Это было как во сне. Люди надевали парашюты и… летели. Сразу вспомнились детские сны, когда отрывался от земли и летал, размахивая руками. В детстве я занимался в кружке авиамоделистов, часами и с огромным удовольствием клеил модели самолетов. Но тогда я даже и представить не мог, что когда-то сам смогу преодолеть силу земного тяготения".
В первый раз ему одолжили очень старый спортивный параплан и разрешили разбежаться с ним с очень маленькой высоты. Горбунов поднялся всего на два метра и приземлился на… "пятую точку"». Ощущений вполне хватало, чтобы напрочь отказаться от дальнейшей летной карьеры. Но потом был второй полет, третий... И каждый раз хотелось лететь дальше и выше, дольше и быстрее.
– Полеты стали для меня своеобразным допингом, – признается пилот. – Одного полетного дня вполне хватает, чтобы потом всю неделю жить, словно с крыльями за спиной. А если иногда погода подводит, то до следующих полетов как будто не хватает чего-то.
Михаил уверяет, что с парапланом в два счета справится любой, кто хоть раз в жизни запускал воздушного змея. Нужно лишь уловить поток воздуха и парить точно в семь раз больше того числа метров, на которые удалось подняться. Если взлетел на один метр – значит, семь метров парить будешь. А если на сто повезет взмыть, то лететь, как птице, все семьсот. Горбунов однажды даже на сто двадцать поднялся. И потом чуть ли не полчаса парил над окрестностями, благо ветер "ровненький" оказался.
Но иногда воздушные потоки доказывают ветреность своей натуры. Сначала спокойно поднимают вверх, а потом вдруг исчезают, и тогда пилота резко бросает вниз. Одним словом, колбасит, как это парапланеристы называют на своем профессиональном сленге.
Не обходится во время полетов и без экстремальных ситуаций. Однажды под Канаковом пилоты приземлились прямо на высоковольтные провода. Даже стропы пришлось тогда рвать. Но больше всего не повезло в тот день, конечно, местным сельчанам, у которых от замыкания электричество вырубило.
Другой пилот как-то точнехонько на дерево сел. Полдня потом параплан из густых ветвей вытаскивали.
Увлечение Михаила полетами семья, как ни странно, приветствует.
– Если я иду летать, жена и слова против не скажет. Она и дочка тоже, кстати, пробовали летать, но почему-то без особого энтузиазма. Супруге больше по душе семейные хлопоты – уборка, стирка, ремонт.
Светлана прекрасно понимает страсть мужа и, потакая ей, даже отложила долгожданный ремонт квартиры. А на припасенные для этого деньги недавно купила мужу новый параплан, сделанный на заказ украинскими мастерами.
Михаил надеется, что когда-нибудь соберет группу таких же увлеченных и тогда ловить воздушные потоки будет уже в дружной компании соратников. Пока же чаще всего рядом с ним парят только местные вороны, которые уже давно не удивляются летающему человеку.
Не так давно саровцы – коллеги по высоте – подарили Михаилу мотор к параплану, но пробный полет не удался, винт почему-то сразу сломался.
– Так что пока Карлсона из меня не получилось, – улыбается Михаил. – Но когда-нибудь я все равно полетаю и с пропеллером. Тогда не только вороны меня не догонят, но и орлы.