13.07.2004 02:00
    Поделиться

    Молодежь идет в педагоги

    Актуальность этих вопросов не теряет своей силы. Вот и на прошлой неделе ректор Московского педагогического университета Виктор Матросов, выступая на страницах "РГ", выдвинул не очень обнадеживающий тезис: наша консервативная система образования, по его мнению, не поспевает за потребностями современных школьников. Однако почему же так подскочили конкурсы на вступительных экзаменах в педагогических вузах? Почему так динамичен процесс реструктуризации самих вузов: из институтов - в университеты? Некоторые цифры просто ошеломляют. За последние четыре года, к примеру, в одном из ведущих педагогических вузов страны - Московском государственном открытом педагогическом университете имени Михаила Шолохова количество студентов выросло на 13 тысяч человек. То есть за каких-то четыре года произошел практически пятидесятипроцентный прирост обучающихся в университете. Так где же здесь золотая середина? Как объяснить, почему до сих пор молодые учителя так трудно закрепляются в школе при том, что конкурсы на вступительных экзаменах на некоторые факультеты педвузов подпрыгивают до 15-17 человек на место. С этими вопросами мы обратились к ректору Московского государственного открытого педагогического университета имени Михаила Шолохова, академику РАО Юрию Круглову.

    - Пессимизм моих коллег в отношении судьбы молодого учителя в школе, - рассказал Юрий Георгиевич, - продиктован материальной стороной дела. Ведь даже в столице заработная плата выпускника педвуза, пришедшего на работу в школу, ничтожно мала. Отсюда и такой отток наших выпускников из образования. Этой проблеме уже больше десяти лет. Постперестройка ударила по таким статусным профессиям, как учитель, врач, офицер, инженер... Произошло смещение интересов молодежи в сторону модных слов: банкир, брокер, юрист и прочее. Однако ситуация медленно, но заметно меняется. И доказательство тому - год от года растущий интерес к качественному высшему образованию. И педвузы в этом процессе не стоят особняком. Молодые люди сегодня отчетливо понимают, что вузовский диплом - это в какой-то мере залог и в бизнесе, и в карьере, и в госструктуре...

    - Юрий Георгиевич, ведь ваш вуз вырос из бывшего заочного пединститута?

    - Здесь требуется уточнение. Специфика нашего вуза в том, что он возник в 1951 году сразу же как научно-методический центр по заочному образованию. И многие годы был единственным специализированным заочным вузом. И первыми его студентами в далекое теперь для нас время стали демобилизованные участники Отечественной войны и учителя, чья учеба была прервана лихолетьем. Позднее, по просьбе столичного руководства - тогда Москва и Подмосковье испытывали нехватку учителей, - мы открыли очное и вечернее отделения. Вуз приобрел завершенную модель с тремя формами обучения.

    - Но ведь и в последние годы, когда прошла волна некоторого охлаждения к высшему образованию, вуз продолжал динамично развиваться?

    - Десять лет назад мы добились статуса университета. К этому времени на кафедрах были уже наработаны самостоятельные научные методики. Это заставляло повысить требования к качеству подготовки кадров, пересмотреть содержание и технологии обучения. А сейчас, на мой взгляд, мы стоим на пороге новой модели - классический университет. Ведь без малого 70 процентов наших преподавателей имеют ученые степени и звания. В университете работает свыше 150 профессоров, докторов наук. По количеству проводимых нами всероссийских и международных научных конференций мы вполне конкурентоспособны с ведущими вузами Москвы. Выпускаем много учебной и исследовательской литературы. Почти вдвое по сравнению с 2000 годом увеличилось бюджетное финансирование научных исследований. В текущем году на научные разработки мы планируем затратить до 13 миллионов рублей.

    - Юрий Георгиевич, а как вы относитесь к тезису о том, что наша консервативная система образования не поспевает за информированным веком?

    - Знания, как вы понимаете, и информированность - понятия не всегда тождественные. Скорее, второе - лишь составляющая часть первого, его слагаемое. В особенности, если речь идет об углубленных научных знаниях. Нынешний агрессивный информационный поток не очень-то способствует созданию целостной картины мира или хотя бы отдельного явления. В нем слишком легко потеряться, запутаться. А в некоторых случаях он прямо ведет к разрушению системного мышления. На современного молодого человека информация обрушивается по разным каналам. Поэтому одним из перспективных направлений работы нашего вуза является изучение проблемы информатизации процесса преподавания. В составе университета успешно действует Институт информатизации образования. Следует помнить, что уже более полувека мы с коллегами отстаиваем право на создание отечественной школы дистанционного или открытого образования. Так что информатизацию мы давно уже взяли на вооружение.

    - Так, может быть, не всегда правы некоторые мэтры от образования, в голосе которых зачастую звучит пессимистическая тональность: молодежь, мол, не та, система, мол, консервативна...

    - Убежден, в современной школе пессимисту делать нечего.

    Сегодня все приведено в движение: идет пересмотр методик, учебников, программ, учебных дисциплин, форм преподавания. До уныния ли теперь? Что же касается молодежи, то она адекватно отвечает на наш возрастной пессимизм - высокими конкурсами на вступительных экзаменах.

    Поделиться