Усовершенствованием двигателей занимаются годами и целые институты, а к Володе идея оптимизировать конструкцию двигателя пришла фактически сама собой, когда ему было всего 16 лет.
- Как-то я сидел в школе на занятии по машиноведению, и нам рассказывали о двигателях внутреннего сгорания, - вспоминает Лихачев. - Учитель говорил, что есть такие силы в двигателе, которые никому не нужны, но от которых невозможно избавиться. Ну, есть и есть, мне-то что с этого? Я даже и не задумался тогда сразу над этим. А потом, уже дома, поймал себя на мысли, что мне это интересно. Взял какую-то схему двигателя, посмотрел, как все устроено, и стал придумывать, рисовать, как можно по-другому сделать. Так я начертил свой двигатель.
- В чем основное достоинство твоего изобретения?
- Самое главное, что у моего двигателя поршень в верхней мертвой точке находится дольше, чем у ныне существующих, потому в нем происходит более полное сгорание топлива. Таким образом решается проблема загрязнения окружающей среды, существенно снижается расход топлива. К тому же в моем двигателе нет коленвала как цельной детали, и мощность можно снимать не с двух, как в традиционном, а с нескольких точек. Коленвал заменяют две конические шестерни, поэтому КПД такого двигателя значительно выше.
В ростовском отделении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, куда четыре города назад Володя принес свой первый чертеж, просто ахнули: идея тянула как минимум на международную премию. Ну а если брать по максимуму, то изобретение парнишки из донской глубинки запросто могло совершить самую настоящую революцию в мировом машиностроении.
Однако для того чтобы запатентовать это чудо, необходимо было изрядно потрудиться и выложить круглую сумму, которой у вундеркинда, увы, не было.
Володя родился в Магадане. Здесь пошел в школу, закончил три класса. Когда пришло время переезжать "на материк", оказалось, что денег у Лихачевых хватает только на то, чтобы купить дом в Азовском районе, на родине хранительницы домашнего очага - Татьяны Николаевны.
- Ни я, ни муж не смогли устроиться работать по инженерной специальности, - рассказывает мать Володи. - И тогда в 1993 году я продала свои сережки и купила корову. Она нас спасла: мы продавали молоко, сметану. Потом выращивали поросят, кур. В общем, крутились как-то. Благо, старший сын - ему сейчас 36 лет - уже уверенно стоял на ногах и обеспечивал себя. Но нужны были деньги на репетиторов Володе, ведь он захотел поступать в Ростовский медицинский университет. Надо было дополнительно заниматься по химии, английскому языку.
Оформить патент оказалось для них не по карману. К счастью, мир не без добрых людей. Директор ростовской строительной фирмы оплатил расходы по патентной очистке проекта, а администрация Азовского района подарила своему земляку компьютер.
Вскоре после того, как в средствах массовой информации прошло первое сообщение об изобретении Лихачева, Володя смог проверить на деле свое знание английского языка. К нему стали поступать заманчивые предложения от зарубежных автомобилестроительных концернов. В частности, корпорация "Дженерал моторс" пригласила его в США - пройти обучение и поработать в конструкторском бюро завода. Но юный кулибин остался в России, блестяще окончил школу, этим летом окончил третий курс Ростовского государственного медицинского университета.
- Я ведь никакой не вундеркинд, не технический гений, как многие думают, - с улыбкой объясняет Володя. - Да и в будущем я хочу заниматься проблемами человеческого мозга, а не моторами. Мне это просто интереснее...