издается с 1879Купить журнал

На чем летали ночные ведьмы

Легендарный небесный тихоход - фронтовой бомбардировщик По-2 русские авиаторы подарили Словакии

29 июля 2004

В эти дни посетители технического музея в словацком городе Кошице с удивлением наблюдают, как из груды ящиков вырастает самолет с красными звездами на фюзеляже и цифрой "7" на хвосте. По просьбе теперь уже бывшего президента республики Шустера легендарный ночной бомбардировщик По-2 безвозмездно передан музею Русским авиационным обществом "Русавиа" накануне 60-летия словацкого вооруженного восстания.

Небесный тихоход - до войны учебный самолет У-2. В годы войны ночной бомбардировщик По-2. Фото учебных полетов 1940 года. Нижний Новгород.

Анатолий Гаранин /РИА Новости

Небесный тихоход - до войны учебный самолет У-2. В годы войны ночной бомбардировщик По-2. Фото учебных полетов 1940 года. Нижний Новгород.

 

- По-2 восстановлен строго по чертежам и является действующим экспонатом. Он уже летал в российском небе, - говорит гендиректор "Русавиа" Сергей Баранов.

Почему именно "Поликарпов"? Скромный труженик войны, который немцы за специфическую конструкцию и тихий ход (порядка 120 километров в час) прозвали "рус фанер", хорошо знают словацкие ветераны. Летом 1944 года, когда в оккупированной стране заполыхало народное восстание, с По-2 русские летчики сбрасывали партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты. Были на счету "небесных тихоходов" и сотни уничтоженных фашистских объектов - складов, пунктов управления, огневых точек. Именно этим и прославились в годы войны летчицы полка бомбардировщиков По-2, которых немцы за внезапность и мощь ударов прозвали "ночными ведьмами". В послевоенной Чехословакии "Поликарпов" помог встать на крыло целой армии военных и гражданских пилотов: его использовали в качестве самолета первоначального летного обучения.

- В начале этого года на встрече с господином Шустером в Братиславе я узнал, что в восстании участвовал его старший брат, - рассказывает Сергей Баранов. - Тогда же будущий словацкий президент впервые сам поднялся в небо: по словам Шустера, какой-то русский летчик прокатил его на боевом самолете. Глава республики признался, что очень хотел бы видеть такой планер в кошицком музее.

О точном названии самолета президент не имел понятия, но когда стали рассматривать фотографии восстановленных "Русавиа" фронтовых раритетов, Шустер ткнул в один из снимков: "Да вот же он!". На фотографии был запечатлен взлетающий По-2.

По делам фирмы Баранов и прежде бывал в Словакии. В 1999 году вместе с отцом он прилетел в Братиславу, чтобы найти могилу родственника - старшего лейтенанта Николая Сергеевича Трусова незадолго до окончания войны тяжело ранили в Вене, он скончался в госпитале в Братиславе, там же его похоронили.

- Приехали мы на Мемориал павших бойцов, нашли табличку "Н.С. Трусов". Отец был очень удивлен, когда увидел, как бережно ухаживают за могилами русских солдат и офицеров, - вспоминает гендиректор "Русавиа". - Тут приключился маленький казус. Мы хотели сфотографироваться на фоне памятника, но вмешались два охранника. Говорят, что не положено. Наш сопровождающий, словак, объясняет: это приезжие из Москвы, тут похоронен их родственник. Охранники сразу отстали.

После таких встреч Баранов-младший твердо решил помочь кошицкому музею. Тем более что возможность сделать это у гендиректора "Русавиа" имелась. Четыре года назад, помимо поставки за рубеж запчастей к старым образцам российских МиГов возглавляемая им фирма начала издавать книги по истории авиации и финансировать восстановление раритетных самолетов. На средства "Русавиа" группа специалистов под руководством Бориса Осетинского полностью или частично отреставрировала три фронтовых По-2, два И-15 и один "ДИТ" - двухместный вариант И-15.

Останки По-2, переданного в кошицкий музей, отыскали в Карелии. Двигателя на машине не было, оставались только расчалки, костыль заднего колеса, что-то от сидения и элементы ручки управления. Об экипаже ничего узнать не удалось. Движок собирали из двух старых - с этим делом помогли поисковики-энтузиасты из дальневосточного города Арсеньев. Реставрацией занимался Осетинский и его товарищи. Первоначально самолет планировали отправить в словацкий музей ко Дню Победы, но произошла небольшая задержка с фюзеляжем. Однако 7 июля По-2 с отстыкованными крыльями все же привезли на трейлере в Кошице. Сейчас машину доводит до летного состояния специальная бригада из России.

- Президент Шустер ушел в отставку, - говорит Сергей Баранов. - Но просьба его выполнена - По-2 оказался в музее. Он стоит рядом с немецким Ф-4, итальянским "Маркони", другими самолетами времен Второй мировой войны. Их, как правило, дарили президенту Словакии. И мы решили подарок сделать. Словаки не просили именно летный образец, в музее есть и стендовые экспонаты. Но По-2 восстановлен по полной программе, как летный экземпляр.

Его торжественная передача назначена на 29 августа. В "Русавиа" надеются, что через 60 лет после памятных событий Второй мировой войны русский самолет По-2 снова поднимется в небо Словакии.