- Светлана Афанасьевна, вы шляпки любите или вынуждены их надевать по случаю приемов?
- Шляпы я люблю и на себе, и на других. Но еще я люблю быть неожиданной. И если знаю, что все появятся в шляпах, приду в платке. Для меня это важно - быть не как все.
- Не на каждую голову наденешь шляпу. Шляпа требует породы...
- Моей мордахе шляпы идут. Это умение носить головной убор мне передала мама. Она имела огромное количество шляп и грациозно их носила. Мы с ней жили и в Австрии, и в Прибалтике. Без шляпки она не выходила на улицу, даже будучи пожилой дамой. Мамочка была модницей и меня приучила разбираться в стилях и одежде. Но мне думается, что женщину любой головной убор украшает. Просто каждой надо подобрать свое.
- На вас всегда необычные украшения. Вы их привозите из заморских путешествий или разыскиваете по антикварным лавкам?
- Когда как. Но вот в моем путешествии в Харбин во время кинофестиваля "Амурская осень" я себе дала слово: "Светка, не транжирь деньги, а купи себе шикарную шубу". С трудом, но слово сдержала - привезла изумительную шубу из голубой норки. Чтобы не думали, что я несчастная и бедная. Профессия актрисы обязывает быть всегда на высоте. Мои проблемы неинтересны. Люди должны видеть красивую, любимую актрису, которая радует своим видом почитателей.
А вообще украшения очень ценю - они выражают настроение, стиль. Бриллиантов не ношу. Наверное, потому что мне их не дарили. А возможности их покупать не было в молодости, и с возрастом я ее не приобрела. Могу купить украшение в любом месте - в киоске, на базаре, если увидела что-то "свое". Очень важно для женщины чувствовать, что ее, а что - нет. Честно говоря, набралась хорошая коллекция "моих" вещей. Я принадлежу к тому типу женщин, которые не гонятся за дороговизной, количеством каратов камня. Ведь можно из ерунды сделать совершенно блистательную вещь. Так я поступаю и со шляпками, которые сама переделываю, придумываю.
- Начиная с фильма "Бриллиантовая рука" имя Светличной стало символом самой стильной актрисы в СССР...
- Повальное увлечение фильмом и моей героиней, которой старались подражать, - это болезнь молодости. Я была так юна, мне импонировало внимание зрителей и желание нравиться людям, хотелось быть эффектной и красивой. Я очень старалась быть такой и на экране, и в жизни. Кажется, что-то получалось.
Сейчас же, когда молодость ушла, мне удалось выстоять и не казаться смешной. Для меня сейчас задача номер один - не быть смешной. Даже в шортах!
Честно скажу, успех "Бриллиантовой руки" сыграл и хорошую службу, и во многом мне мешал. Потому что пришлось долгое время соответствовать образу аховой модницы. А это, поверьте, непросто и во времена тогдашнего тотального дефицита, и сейчас, когда актеры зарабатывают копейки. У меня возможности покупать дорогие вещи, в которых полагается блистать кинозвезде, нет. Вот прошлась на днях с внучкой Машенькой Ивашовой по московским магазинам и пришла в ужас от цен. Себе сказала: "Будем ждать, Светик, когда поклонники такую красоту подарят, а если нет, то и так выкручусь".
- Подозреваю, что вы шьете сами...
- Я мастер по переделкам. Вижу вещь, что-то в ней не то, беру ножницы, и через час из безликой вещицы, рождается что-то мое. Если не испортила, то поверчусь перед зеркалом и говорю себе, что обязательно должна показаться сегодня в обновке на людях...
- Вы спорите с режиссером и художником, если уверены, что ваша героиня должна выглядеть несколько иначе?
- Конечно!
- Софи Лорен, когда я ее спросила о секрете ее красоты, ответила, что любая женщина, проводя утром по три часа перед зеркалом, будет выглядеть роскошно. А вы...
-...Провожу перед зеркалом пятнадцать минут. Помада, тени, подводка на глаза и тушь. Все! Конечно, чтобы быть в форме, делаю зарядку. Раньше бегала и плавала.
Если вечерний прием, то, конечно, наношу тщательный макияж. Я люблю себя вечером, я в это время хорошею.
- На этой неделе кинофестиваль в Выборге откроется фильмом Ренаты Литвиновой "Богиня". В картине она вас не побоялась показать не просто некрасивой, но старой, а иногда и страшной... Как вы реагировали?
- Я не видела во время съемок, что они делали со мной, и, когда отсмотрела уже рабочий материал, была очень расстроена. Потому что любая женщина, кем бы она ни была - актрисой или укладчицей шпал, - стремится скрыть следы старения и выглядеть лучше, чем она есть. Рената, которой еще до пожилого возраста далеко, может относиться к этому легкомысленно. И если бы она сейчас сыграла старуху, это было бы плюсом к ее актерской карьере. Но когда Ренате будет столько же лет, сколько сейчас мне, она будет выбирать оператора, который сможет сделать ее хотя бы на экране моложе! А в моем случае она неоправданно подчеркивала всеми средствами мой возраст. Рената неправа, но я ее прощаю. А картину смотреть не буду, потому что даже виденные мной фрагменты меня страшно расстроили. Потому что я не столь страшна, и это не работает на мой образ в фильме. Ведь в картине моя героиня - мама, - как мне казалось, могла быть даже юной, ведь призраки необязательно должны быть уродливы и стары. Рената могла бы сделать меня разной - и злой, отвратительной, и роскошной, - тогда это было бы удачей картины Литвиновой.