"Российская газета" уже писала о том, что буквально за час-полтора до посадки на роковые рейсы непосредственно в кассах аэропорта Домодедово купили билет две женщины с восточными фамилиями. Одна полетела на Ту-154, вторая - на Ту-134.
Поскольку использование женщин-смертниц - довольно распространенная тактика террористов, представители следственной группы сразу же обратили внимание на эту деталь. Кроме того, на один из рейсов не попали шестеро молодых людей, находившиеся якобы "подшофе", у которых с собой было всего одно место багажа. Их личности установлены, но до вчерашнего дня они так и не были допрошены - значит, их не нашли? Это двойне странно, ведь информацию о том, что шестерых счастливчиков ищут правоохранительные органы, распространили практически все центральные СМИ.
И наконец, еще одна важная новость, пришедшая из Ростовского областного оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы Ту-154. Погибшей женщиной, которая зарегистрировалась в Домодедово под кавказской фамилией, до сих пор никто не заинтересовался, хотя родственники других жертв этой катастрофы сразу дали о себе знать. Кстати, в списках пассажиров злополучного рейса, если судить по фамилиям, фигурирует лишь одна такая женщина. Конечно, это еще не повод, чтобы подозревать ее в связях с террористами. Не исключено, родственники погибшей просто не знают, что она летела этим самолетом. В конце концов человек может оказаться и вовсе сиротой. Но с другой стороны, если вспомнить громкие теракты, совершенные женщинами-смертницами, их судьбой тоже никто не интересовался, кроме спецслужб.
Не исключено, что причина трагедии кроется в цистернах с горючим, из которого заправлялись самолеты. Катастрофу могло спровоцировать некачественное топливо. Так считает Виктор Лисицын (фамилия изменена по его просьбе), специалист по теории горения из Санкт-Петербурга, который позвонил в редакцию и изложил свою версию.
По-видимому, это топливо было заправлено в самолеты с одного заправочного устройства, предположил Виктор Лисицын в беседе с корреспондентом "РГ". Он профессионально занимается разработкой различных видов горелок, изучает особенности горения топлива. Услышав о двух-трех хлопках, которые прозвучали перед падением лайнера в Тульской области, Виктор Лисицын пришел к предположению, что виной всему именно топливо. "Похоже, что самолеты заправились очень некачественным керосином, в котором оказалось много тяжелых фракций, например вода".
Легкая фракция находится в верхней части топливного бака, она всплывающая и "забирается" двигателем в первую очередь. Когда в двигатели
попала тяжелая - менее горючая часть, произошел срыв тяги. А при дальнейшем поступлении новой нормальной порции топлива произошло возгорание, а фактически взрыв, который и слышали очевидцы, пояснил эксперт.
Виктор Лисицын уверен, что экипаж не мог отреагировать на случившееся. Он не согласен с теми, кто утверждает, что в подобных случаях у экипажа есть в запасе несколько минут, чтобы как-то отреагировать на ситуацию. "Помните, что переживала авиация на заре своего реформирования? Из-за некачественного топлива за считанные секунды после хлопка происходил разрыв хвостовых частей самолета".
Почему трагедия случилась только у двух самолетов? Ведь емкостью, из которой они заправлялись, наверняка воспользовались и другие лайнеры. Виктор Лисицын предположил, что, похоже, им достались самые некачественные "сливки": "Самолетам не повезло: осталось топливо, состоящее из самых тяжелых фракций".
Официальные результаты расследования авиакатастроф самолетов Ту-154 авиакомпании "Сибирь" и Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" следует ожидать не ранее чем через два-три месяца. Об этом заявил журналистам эксперт, стаж работы которого в гражданской авиации составляет почти 30 лет. К сожалению, он пожелал остаться неизвестным.
Эксперт положительно оценил решение о назначении главой госкомиссии по расследованию этих катастроф министра транспорта России Игоря Левитина. По его мнению, это произошло впервые за последние 20 лет. Обычно подобные комиссии возглавляет либо замминистра, либо представитель Межгосударственного авиационного комитета.
По его словам, пока еще преждевременно говорить о наиболее вероятных версиях катастроф, среди которых, по его мнению, будут рассматриваться и технические неисправности, и ошибки экипажа, и версия внешнего воздействия на воздушные судна.
Однако в случае если на борту самолета произошел взрыв, то совсем не обязательно было для этого проносить на самолет взрывное устройство, уверен эксперт. Он считает, что "для того чтобы самолет взорвался в воздухе, совершенно не нужны взрывчатые вещества. Если террористы захватили самолет, то есть несколько способов его взорвать без использования взрывчатых веществ".
Он также подчеркнул, что вполне вероятными версиями катастроф могут быть и те, что связаны с техническими неисправностями воздушных судов. В частности, по его словам, один из двух самолетов, потерпевших катастрофу, находился на пределе своих ресурсов.
Эксперт также отметил, что службы авиационной безопасности в аэропортах Шереметьево и Домодедово являются самыми лучшими в России.
Версию теракта поддерживает и член Комитета Государственной Думы по безопасности Геннадий Гудков. "Я думаю, у нас в стране действует хорошо организованное террористическое подполье, которое и осуществило эту тщательно продуманную операцию, - заявил он. - Техническая версия в данном случае маловероятна, поскольку трагедия с двумя самолетами произошла практически одновременно. Ранее - вечером во вторник - в Москве произошел взрыв на автобусной остановке. Не исключено, что и этот взрыв, и трагедия с самолетами - звенья одной цепи. Если, конечно, это был теракт, а не трагическое совпадение случайностей, то это в чем-то напоминает события с трагедией на Дубровке, которым предшествовал взрыв у ресторана Макдоналдс".