- Виктор Иванович, как у "Киношока" складываются отношения с государством?
- Наш фестиваль считается одним из самых государственно важных, поскольку мы выполняем задачу объединения бывших союзных республик. Фестиваль частный, но государство понимает, что с помощью кино можно поддерживать былые отношения между странами, и финансирует примерно треть бюджета. Еще почти треть нам выделяет глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев, который нам вообще здорово помогает. За остальным на пару с генеральным директором Ириной Шевчук мы ходим с протянутой рукой по банкам, по спонсорам.
- Сколько часов своей жизни вы тратите на этот "позор"?
- Около месяца в году. Отказы получаем регулярно. При этом нужно улыбаться, иметь резиновую морду... Приходишь заблаговременно - удивляются: а что так рано? Напоминаешь о себе позже - слышишь: как жаль, вы опоздали... Но у нас нет иного выхода.
- Говорили, что в Анапе будет построен фестивальный центр. Он строится?
- Идею мы пробиваем лет восемь. Хотим создать центр с несколькими залами, гостиницей, с киноплощадками, чтобы публика видела, как снимается кино, с аттракционами - целый городок. В Анапе ведь нет ни одного нормального зала. Зеленый театр ужасный, постройки 50-х. Дождь пошел - все разбежались. Есть инвесторы, готовые хоть завтра вкладывать деньги. Вопрос касается земли - нужен запрос от Анапы.
- Но это дорогой вопрос - найти себе место под южным солнцем.
- Анапа живет только курортным сезоном. Потом она мертвая - людям некуда приехать: нет современных условий. А возьмите Канн - маленький французский городок, но с мировой известностью: там кинофестиваль, который дает колоссальные деньги.
- А "Киношок" что-нибудь зарабатывает?
- Нет. Мы могли бы зарабатывать на сувенирах или на гостиницах. Но мы там сами гости. В пансионате "Фея", где мы уже третий год останавливаемся, замечательный хозяин, но сегодня он нам благоволит, дает номера по льготной цене, а завтра скажет: почему я должен быть благодетелем?
- Говорили, что в странах СНГ и Балтии фильмов снимается мало и приходится брать все, что дают. Кризис преодолен?
- Если бы молдаване или туркмены сняли бы фильм, мы его взяли бы принципиально - надо показать, что там делается. А Узбекистан, Казахстан или Таджикистан снимают много, есть выбор. Белорусы, прибалты замечательно работают. Украина чуть-чуть топчется на месте, но снимает. Армения, Азербайджан снимает. Грузия - мало. Проблема в другом - в прокате. Картина маленькой страны у себя дома себя не окупит. А немцу или французу азербайджанский фильм неинтересен. Все наши бывшие республики заинтересованы, чтобы их фильмы показывались в России. Но у зрителей, с одной стороны - мощный голливудский прессинг, а с другой стороны, растет определенный шовинизм из-за политических распрей. Если бы сейчас вышла выдающаяся грузинская картина, ее бы не смотрели так, как "Мольбу". И Вахтанга Кикабидзе уже слушают без былой нежности. Политика, как ни странно, отдаляет народы.
- А вы на себя берете миссию сближать?
- Это не всегда получается. Убедить директора российского кинотеатра показать замечательную таджикскую картину "Ангел справа", получившую Гран-при на прошлом "Киношоке", невероятно сложно. Он скажет: никто не пойдет.
- Вы не чувствуете себя Дон Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами?
- Еще как! Но обратите внимание: десять лет назад были популярны политики. Они вытеснили и телеведущих, и киноартистов. Потом поднадоели, выскочили телевизионщики. Сейчас телезвезды погасли, снова поднимается киношная братия. Уже ни один телеведущий не может сравниться в популярности, допустим, с Сергеем Безруковым.
Все упирается в деньги. Вот Казахстан: потрясающе развивается. В советское время московские кинематографисты ездили туда поднимать кино. Считалось, что казахи - нация некинематографическая. Грузины - да, а казахи - нет. Сейчас все наоборот. Есть деньги - и таланты появятся.
- Вам часто приходится бывать на национальных кинофестивалях?
- Весной летал в Душанбе. Тяжелые впечатления. Едешь по улице - правый ряд домов темный, левый светится. Потому что завтра левый будет темным, а правый - светиться. Водой из крана зубы чистить нельзя. Батареи холодные. Но что поражает. Ранним утром мы пошли завтракать в чайхану. Холодно. Сели, что-то заказали, попросили по сто граммов водочки. И вдруг нам как понесут - мясо, водку, коньяк. Стол завалили. Я говорю: "Я не съем все это". - "Да пусть стоит, а коньяк и вино с собой возьмите". Приятные советские традиции любви к звездам там остались.
- Каждый фестиваль сталкивается с проблемой разрастающейся околокиношной тусовки: ездят одни и те же лица, неважно куда. Марк Рудинштейн, заявляя, что покидает "Кинотавр", с облегчением говорил, что теперь ему не придется думать, как отказать людям, которые якобы считаются друзьями, но сил их видеть уже никаких нет. Вы нажили себе такую проблему?
- У нас нет платных гостей и случайных людей. Приезжают только кинематографисты-участники и пресса. "Киношок" славится атмосферой. Однажды только, года три-четыре назад, один популярный актер, когда ему не дали приз за главную мужскую роль, обещал устроить скандал, кричал: что это за фестиваль такой, раз не оценил его высокого таланта! Мы больше его не приглашали.
- Расскажите о своем режиссерском дебюте.
- Это будет телефильм "Новогодние мужчины". Юрий Мацук, генеральный продюсер и владелец кинокомпании "Телефильм", как-то сказал: нужна новогодняя история, никак не могу найти, кто бы написал и кто бы снял. Я вспомнил про свою пьесу "Мужчины по выходным". Ее легко снять, будто действие происходит 31 декабря. Две молодые эффектные девушки приглашают "юношей по вызову", а к ним приходят трое мужчин за 50... Абсолютная комедия. Играть будут Анна Герм, Ольга Ломоносова, Михаил Боярский, Анатолий Васильев и Валерий Гаркалин.
- Почему не вы?
- Я худрук кинокомпании. Я автор сценария. Я режиссер. И мне еще играть? Я в новой ипостаси получаю невероятное удовольствие. Сам удивляюсь, почему только теперь сообразил, что обязательно нужно снимать самому. Да, жизнь изменилась. Я уже не сплю до 11, ложась в 3 часа ночи. Вынужден рано вставать, выбирать интерьеры, решать, как осенью снимать зиму.
- Но вернемся к "Киношоку". Судя по всему, вы не суеверны, если открытие 13-го фестиваля приурочили к 13 сентября...
- Мы хотели поймать погоду: в начале сентября в Анапе дождливо, а с середины - ясно. А суеверие - это саморазрушение, это страх, который начинает жить в тебе. "Задуши зверя раздражения либо страха внутри себя или он съест тебя", - старое индуистское правило. Касается всего. Не впускайте зверя раздражения, сомнения, депрессии в себя - съест.
- Вы так себя настраиваете?
- Сейчас это стало нормой. А вначале я себя заставлял, понимал, что, когда появляется депрессия, маленький такой зверек, его нельзя подкармливать. Он чем больше растет, тем больше хочет кушать. И заполняет все твое существо...
- Скажите, вы по-прежнему каждый день прыгаете по двести раз на одной ноге?
- Двести раз на одной ноге, двести - на другой. Укрепляет тонус. Отжимаюсь за один подход шестьдесят раз, без проблем. И никогда не завтракаю.
- Почему?
- В 79-м году в разговоре с Григорием Чухраем я заметил, какой он поджарый, и он посоветовал: а ты не завтракай. Медики говорят, что это вредно, но разве утром хочется есть? С утра я пью только воду. Сказать, что я получаю от ежеутренних зарядок неслыханное удовольствие, не могу, но я это делаю, потому что необходимо. Даже если один день не позаниматься, кажется, тело какое-то дряблое становится. Наверное, это вариант шизофрении: если пропущу один раз , боюсь, вдруг у меня будут тонкие ужасные руки... Я люблю себя очень. Я себе нравлюсь.
- Всегда?
- Всегда.
- И давно?
- Лет 15. Я заставил себя любить. Я знаю, что классный по всем параметрам: талантлив, хорош собой. Живу по правилу: если ты не любишь себя, то кто же полюбит тебя? Человек обязан себя любить. Дома перед сном встаю перед зеркалом: боже мой, я лучше всех. Утром просыпаюсь - дождь ли, снег ли - открываю окно, подхожу к зеркалу - ну красавец! Даже если волосы стоят дыбом и накануне выпил лишнего... Это такой потрясающий мотор по самовыздоровлению. Ты все время находишься в тонусе счастья, в восторге от жизни. А тут еще режиссура. До этого ведь я кино не снимал...