Трагические теракты последних дней - два самолета, взрыв у станции метро "Рижская" и захват школы в Северной Осетии - ставят, а точнее заостряют по крайней мере три разномасштабные, но в конечном итоге равнозначимые по важности проблемы - психологическую, организационную и политическую.
Лето, отпуска, Олимпиада. Все это понятно, но все-таки поражает почти равнодушие, с которым наше общество в целом встретило эти трагедии (сравните, например, с реакцией французского общества на захват двух журналистов в Ираке). Такое впечатление, что если бы российские СМИ не освещали случившееся столь подробно, теракт вообще не взволновал никого бы, кроме родственников погибших.
В данном случае нет претензий к журналистам и к властям. И те и другие действовали так, как должны были действовать в такой ситуации. А все остальные?
В какой-то фатализм погружено наше общество. На знаменитое историческое долготерпение, похоже, теперь наложились чрезмерно развившийся в последние годы эгоизм, почти уничтоживший какую-либо гражданскую солидарность и способность к объединенным действиям (последнее, надо отметить, подорвано и благодаря усилиям власти). Но кроме этого, российское общество, судя по всему, полностью смирилось с неизбежностью терроризма, с необходимостью раз в квартал приносить ему в жертву сотню-другую человеческих жизней.
Это плохо даже не этически. Мораль сегодня у нас отсутствует в принципе, ибо все революции (даже самые демократические) и все радикальные реформы аморальны для тех, кто им подвергается, по сути своей. Нельзя быть моральным в аморальное время - не выживешь. Наш фатализм плох как раз в смысле притупления коллективного инстинкта самосохранения.
Да, не возникло паники. Но не возникало и готовности остановить все разрастающееся зло. Потребовать от власти. Мобилизоваться самим. Публично продемонстрировать тем, кто угрожает нашим жизням, что больше мы этого терпеть не намерены.
Как и в каких формах должно проявиться преодоление этой обреченности, преодоление, острием своим направленное не против власти (одна из целей терроризма), но побуждающее ее действовать, как и когда будут остановлены культурологическое оправдание и романтизация терроризма в отечественном кинопрокате, отдельная тема. Пока же ясно одно: два взорванных в ночном небе России пассажирских самолета и взрыв в Москве, унесшие более ста человеческих жизней, не стали последней каплей.
Почти все мы много летаем и все ездим в метро. И хорошо знаем, что в последние (после сентября 2001 года) годы десятки людей, обеспечивающие безопасность в аэропортах, выискивают в нашей ручной клади маникюрные ножницы и перочинные ножи. Сам не видел, но читал сотни раз, как милиция останавливает на улицах "лиц кавказской национальности". Людей в форме разной степени военизированности в Москве едва ли не больше, чем тех, что одеты в цивильное.
Две женщины "кавказской национальности" с характерными фамилиями почти одновременно покупают билеты прямо перед отлетом самолетов (и так далее), проносят элементы взрывных устройств на себе и в той самой ручной клади, в которой отвечающие за безопасность сотрудники с упорством, достойным лучшего применения, ищут маникюрные ножницы. И после этого нас продолжают убеждать, что на транспорте вообще есть какая-то служба безопасности. Любой более или менее способный к аналитике человек, имей он информацию о двух таких неожиданных покупках билетов (даже если покупательницы с русскими фамилиями), должен бы был насторожиться.
Самолеты взрывают, люди гибнут.
И наконец: если мы по-прежнему будем терпеть, что люди, которые обеспечивают нашу национальную, коллективную или индивидуальную безопасность, получают так мало, что 100 долларов могут свести эту безопасность к нулю, нас ждет еще множество трагедий.
Терроризм сегодня представлен в первую очередь исламским терроризмом. То, что ислам как религия к этому отношения не имеет, ровно ничего не значит.
Россия под любым названием - Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация - с исламом никогда не боролась. Если при Ленине боролись с духовенством, то в равной степени что с мусульманским, что с православным, что с любым иным. Православные храмы закрывали и разрушали с не меньшей интенсивностью, чем мечети или синагоги. При Сталине народы репрессировали не по конфессиональному признаку. Более того, совершенная правда, что в России за все времена накоплен уникальный опыт национального и конфессионального сожительства русских (или православных) как раз с мусульманами. Советский Союз и нынешняя Россия никак не могут быть обвинены в каких-либо войнах избирательно антимусульманской направленности (таковыми не являются ни афганская война, ни обе чеченские кампании), а СССР (то есть та же Россия) и вообще-то считался другом и союзником многих мусульманских стран как со светским, так и с религиозным государственным устройством. Словом, если и есть в мире страны - враги ислама и исламских государств, то Россия к ним никак не относится.
Следовательно, исламский терроризм в России имеет целью не защиту ислама или мусульман, а расчленение самой России. И перенос терактов на чисто мирные объекты (театральные здания, метро, железнодорожные составы и теперь - пассажирские самолеты) - есть война не за что-либо, а против России. Это - главная политическая проблема, которая отчетливо просматривается за уничтожением двух авиалайнеров.
Геополитический аспект этой проблемы таков: абсолютно неправильно представление о том, что США являются главной целью исламского терроризма, а Америка - главный сегодня форпост борьбы с ним. Просто США ведут войну с этим терроризмом более публично и на далеких подступах к своей территории, а Россия принимает главный удар этого терроризма на своей собственной земле. Западу нужно наконец это понять и перестать защищать какие-либо права и свободы террористов из Чечни и всех связанных с ними "сепаратистов". Не нам нужно присоединиться к Америке в борьбе с терроризмом, а Америке к нам.
Безрассудным, стратегически ошибочным ударом по Ираку США как раз и стимулировали всплеск исламского терроризма в регионе и, в частности, в России. И это несмотря на то, что Москва всячески пыталась удержать Вашингтон от такого шага. Последнее еще раз доказывает, что никакого отношения к борьбе за права ислама или мусульман теракты на территории России не имеют.
Речь действительно идет о целостности и даже самом существовании России. Тем более мы должны и переменить психологическое отношение к таким терактам, и радикально пересмотреть всю систему обеспечения безопасности страны в целом, отдельных ее граждан и объектов на ее территории. Время шуток и развязного самобичевания заканчивается. Если уже не закончилось. Теракты последних дней - тест на выживание для России. Мы его не прошли.