В кассы Дома кино уже с середины дня стоят немаленькие очереди за бесплатными пригласительными билетами - как и в прошлом году, нынешний киносмотр носит благотворительный характер. Открывшийся фильмом "Свои" Дмитрия Месхиева (этот фильм-победитель ММКФ не участвует в конкурсе "Московской премьеры"), фестиваль уже показал зрителям дебютную работу Александра Велединского "Русское" и новый фильм Романа Балаяна "Ночь светла".
Балаян снял картину о жизни единственного на территории СНГ (так по фильму) пансионата-интерната для слепоглухонемых детей. На фоне мирной и уединенной жизни его воспитанников разгораются нешуточные страсти среди немногочисленных преподавателей. Треугольник несчастья: начальница средних лет (Ирина Купченко) безответно влюблена в молодого педагога (Алексей Кузичев), а ее без надежды на взаимность любит его коллега-ровесник (Алексей Панин). Приехавшей на практику столичной студентке (Ольга Сутулова) удается смутить, а затем и очаровать героя Кузичева и изрядно сотрясти маленький мирок, в котором влюбленные в свое дело преподаватели и их подопечные доселе жили замкнуто и счастливо.
Эта картина обладает потрясающим очарованием, индивидуальным ароматом, долгим послевкусием, остающимся у зрителя после выхода из кинозала. Объяснять это явление можно чем угодно - любовно снятыми пасторальными натурами (страсти кипят среди дубов, сосен и залитой солнцем высокой цветущей травы) или той глубиной, которую Балаян умеет находить в лицах молодых актеров. Или же - непередаваемым очарованием непрофессиональных актеров с ограниченными возможностями, которым беспроигрышно пользуются многие режиссеры - от скандинава Фридрика Тора Фридрикссона до россиянина Геннадия Сидорова. Однако ко всему прочему в "Ночи" соблюдается аптечно-точный баланс между "привязкой" к деталям повествования и схематичностью сюжета: так или иначе, это не слезливый фильм о несчастных детях, а скорее эссе о том, что превратиться из симпатичного человека в хорошего можно только сделав правильный выбор из числа вариантов, предложенных тебе обстоятельствами.
Очевидной удачей Балаяна стал собранный им актерский ансамбль со стопроцентно верно угаданными типажами. Пьющий весельчак Владимира Гостюхина, тускловатый неудачник Алексея Панина, увлеченный и талантливый педагог Алексея Кузичева, столичная фифа Ольги Сутуловой сыграны актерами так, что временами кажется, будто смотришь документальное, а не игровое кино. Да, кое-где фильм дает слабину - снимаясь в первых минутах фильма, актеры, видимо, еще не совсем понимали своей задачи и словно говорили чужой текст, однако в ходе работы вжились в сюжет и вывели фильм на столбовую дорогу правдоподобия. Любопытно, что впервые показанная на фестивале в Выборге, новая картина автора "Полетов во сне и наяву" получила весьма противоречивую оценку в прессе и в киносообществе, преимущественно критическую. Да, вместо того чтобы ритмично и быстро развивать сюжет, Балаян устроил глубоководное погружение в психологическую и этическую коллизию. И, судя по его последнему фильму, это не промах, а основа его метода и отличительная черта его режиссуры.
Плотностью повествования может зато похвалиться другая лента из основного конкурса фестиваля - "Русское" Александра Велединского, снятая по мотивам автобиографических произведений Эдуарда Лимонова и получившая второй по значению приз на фестивале "Окно в Европу", проходившем в августе в Выборге. Фильм о бурной юности будущего автора "Эдички" обошелся без напрасного новаторства и ложно-творческих режиссерских добавлений: все силы сценарной и съемочной групп были брошены на аккуратную, вдумчивую и по-книжному точную экранизацию. Снимали в Харькове, среди не изменившихся со времен юности Эда (его играет Андрей Чадов) городских пейзажей, лишь немного задрапированных под начало 60-х.
Еще один фильм с удачным актерским ансамблем - особенно удивляет точность, с которой дебютант Велединский использовал на эпизодических ролях таких артистов, как Галина Волчек (главврач психбольницы), Владимир Стеклов (милиционер), Михаил Ефремов (отец Эда). Вообще "Русское" оказалось сильно не только "основным составом" актерской сборной, но и эпизодическими персонажами, помогшими режиссеру проработать "детальный" фон картины: так, трагикомичный Виктор Раков в образе сумасшедшего литературоведа сравним с великим Юрием Богатыревым, а игра характерных Александра Робака и Максима Лагашкина помогает картине отделаться от "звериной серьезности" повествования и вносит в фильм иронично-комедийный привкус. Этот фильм, поучаствовавший в конкурсе "Перспективы" на последнем ММКФ и взявший приз в Выборге, совершенно не имеет так называемого "фестивального" привкуса - в отличие от раздумчиво-потаенной картины Балаяна, прокатные перспективы которой пока не ясны. Как сказал корреспонденту "РГ" режиссер Александр Велединский, в ноябре "Русское" должно выйти в российский прокат - именно к этому времени будут готовы dolby-копии картины.
В программе "Московской премьеры" также прошли показы фильмов, уже побывавших в российском прокате - "О любви" Сергея Соловьева и "Игры Мотыльков" Андрея Прошкина. Отрадно, что изящная экранизация чеховских рассказов, снятая мэтром (отметившим на фестивале свой юбилей), и болезненно-мрачная картина Прошкина-младшего о жизни глубинки вызвали не меньший ажиотаж, чем фестивальные премьеры Балаяна и Велединского, привлекшие зрителя возможностью увидеть хиты Выборга и Сочи задолго до премьеры. Вероятно, не меньшего внимания со стороны москвичей удостоятся "Шиza" Гульшад Омаровой и "Папа" Владимира Машкова, которые вышли в прокат во время фестиваля.