Зал долго аплодировал, когда из-под небес сошла хозяйка вечера - ослепительная София Лорен. Она вручила приз за вклад в киноискусство Стэнли Донену, создателю эпохи в киномюзикле и таких картин, как "Поющий под дождем", "Королевская свадьба", "Забавная мордашка".
Главный приз "Золотой лев" достался английской ленте "Тайна Веры Дрэйк" Майка Ли. Ким Ки-Дук с "Пустым домом" взял "Серебряного льва" (ему же присудила свой приз ФИПРЕССИ кинопресса). Еще один серебряный приз достался испанцу Алехандро Аменабару за фильм "Внутреннее море". Хавьер Бардем, сыгравший в нем парализованного моряка, признан лучшим исполнителем мужской роли, Имельда Стонтон в роли Веры Дрэйк - лучшей актрисой. Японскому аниматору Хаяо Миязаки, чей фильм "Передвижной замок Хоула" долго ходил в лидерах, достался приз за техническое мастерство.
Нашей картине "Удаленный доступ" Светланы Проскуриной с самого начала призы не светили: ее приняли холодно. Но напомню, что российское кино побеждало в Венеции два года подряд: в 2002-м "серебро" получил "Дом дураков" Андрея Кончаловского, а в 2003-м двойным лауреатом, в том числе и "золотым", стал Андрей Звягинцев с "Возвращением".
Некоторые соображения под занавес. Фестиваль на лагуне пока не выплыл из кризиса. Он взял курс на сближение с Голливудом, что должно было придать событию звездный блеск. Но сверкать бриллиантами и приемами на фоне террористических угроз никто не рискнул. С другой стороны, директор Марко Мюллер принес с собой навыки фестивалей маленьких и маргинальных, и Венеция приобрела черты амбициозной провинции. Технически модернизировать фестиваль у дирекции не было времени, но отчего он впал в организационный коллапс, понять труднее. В четкости работы Венеция теперь уступает не только Берлину и Канну, но даже и Москве.
Она сдала позиции и в отборе конкурсных фильмов. Соседство левацкого эксперимента с "большим голливудским стилем" придало конкурсу аромат сборной солянки. В одной куче варились фильмы хорошие, приличные и никакие, открытий и событий не было совсем. В прошлом году Венеция сражалась за право показать фильм никому не известного Звягинцева. Теперь Марко Мюллер в России заинтересовался только работами своих давних любимцев и прошел мимо всей "новой волны", хотя год у нас был урожайным на хорошее кино, как игровое, так и документальное.
"Прощай, Феллини!" - воскликнула одна из газет, обозревая конкурс. Новая концепция Мостры оказалась не только не реализованной, но даже и не сформулированной. При умелом ведении дела у Москвы появляется шанс на крутом повороте обойти Венецию и стать третьим фестивалем Европы если не по престижности, то по качеству.