05.10.2004 01:40
    Поделиться

    ФАС предложила новые правила госзакупок

    Что же не понравилось ФАС? Согласно новому законопроекту требования покупать товары и услуги для своих нужд на открытых конкурсах распространяются на органы власти субъектов Федерации и муниципалитеты. Для всех конкурсная закупка становится обязательной, если цена контракта превышает 250 000 рублей, и он может быть выполнен более чем одним предприятием. ФАС предлагает понизить планку, после которой проведение открытого конкурса становится обязательным, до 100 000 рублей, исключив при этом упрощенную форму проведения закупок. А также он предлагает запретить закупки у единственного источника. Более того, ФАС считает, что максимально большое количество госзакупок должно приходиться на аукционы. Для этого планируется установить норму о проведении конкурсов в форме открытых торгов с определением победителя по одному критерию. Как считают в ФАС, если торги будут проходить по правилам открытых аукционов, то у компаний появится возможность менять свои предложения по ходу торгов. Все требования по количеству и качеству товара должны быть оговорены заранее в условиях торгов.

    Закупки биржевых товаров ФАС предлагает проводить на бирже, так как биржа это тот институт, который может дать наиболее выгодную цену. Помимо этого антимонопольная служба выступает за то, чтобы информация о конкурсах печаталась не только в печатных изданиях, но и в Интернете. Принятие данных поправок, считает ФАС, поможет снизить коррупцию и создаст равные условия для хозяйствующих субъектов.

    Поправки ФАС вызвали не однозначную реакцию, так некоторые депутаты готовы поддержать поправки ФАС, считая их абсолютно правильными инициативами. Тогда как эксперты Национальной ассоциации участников электронной торговли согласны не совсем. Они считают, что снижение пороговой стоимости с 250 000 до 100 000 рублей экономически не выгодно. Дело все в том, что организация открытого конкурса является дорогостоящей процедурой, расходы на нее могут достигать до 15 процентов от общей стоимости заказов. Напомним, что в 2003 году на государственные закупки было израсходовано около 615 миллиардов рублей. Причем надо отметить, что большая часть госзаказа в прошлом году была размещена на условиях конкурса - 450 миллиардов рублей. Всего было проведено свыше 100 тысяч конкурсов, в каждом из которых приняли участие в среднем по пять производителей. На условиях открытого конкурса было заключено 60 процентов контрактов. А объем госзакупок в 2004 году, по прогнозу Минэкономразвития России, составит более 800 миллиардов рублей. Так что посчитать убытки не сложно.

    Сейчас наше законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд не имеет единой системы, не правовой, не правоприменительной. Процесс закупок регламентируется, как минимум четырьмя законами, причем самый старый из них был принят в начале 90-х годов, а последний в 1999 году, все они регулируют эту сферу достаточно противоречиво и не полно. Именно последний Закон о конкурсных торгах, который вышел в 1999 году, также был внесен в Думу в одном виде, а вот вышел совершенно в другом. После его принятия закон стал регулировать только один из сюжетов, связанных с закупкой, это конкурсные закупки, а вот внеконкурсные закупки выпали из его компетенции.

    Принятие нового закона о госзакупках, по мнению разработчиков, позволит экономить до 20-25 процентов бюджетных средств. Пока по итогам 2003 года эффект от проведения конкурсных закупок, по данным Минэкономразвития России, составил порядка 8,6 процента (разница между стартовой и конечной ценой), тогда как за рубежом этот эффект достигает 20-25 процентов.

    Поделиться