- Затянувшийся японский катаклизм многими воспринимается как нечто экстраординарное, чуть ли не как сигнал природы о будущих куда более глобальных катастрофах. А что об этом думают ученые?
- Прежде всего подчеркну: в Японии сейчас не происходит ничего экстраординарного. Силой толчков в 7 баллов Японию не удивишь. Что касается длительной серии подземных ударов, то здесь тоже нет ничего уникального. Более того, это хороший знак. Может показаться парадоксальным, но каждый сейсмолог скажет: чем чаще идут толчки, тем лучше. Это означает, что скопившаяся в недрах данного региона Земли энергия разряжается не сразу - мощным, очень разрушительным ударом, - а постепенно. Поэтому на будущее можно делать оптимистический прогноз: самый сильный подземный толчок в этом районе Японии уже позади.
- Почти одновременно с землетрясениями на Японию обрушились мощные тайфуны. Есть здесь какая-то связь?
- Иногда тайфуны работают как провокаторы, как спусковой крючок. Но это происходит, только если землетрясение уже созрело и готово произойти в любой момент. Надо лишь подтолкнуть.
- Эта серия землетрясений кем-то прогнозировалась?
- Насколько я знаю, нет. Вообще японские специалисты в основном следят на сейсмикой в океане, где происходят наиболее сильные толчки. И особенно за районом недалеко от Токио, где в 1923 году произошло самое сильное за много лет землетрясение. Там уже более 10 лет, что называется, во всеоружии - с помощью множества чувствительных приборов, а также наблюдениями за поведением животных и рыб - стараются не пропустить самые первые признаки катастрофы.
- Десять лет настороже... Обидно будет, если пропустят.
- Предвестники, конечно, обязательно проявятся. Но вопрос, насколько красноречиво они будут указывать именно на очень сильное землетрясение, смогут ли убедить власть взять на себя смелость объявить тревогу и выселить людей. Кстати, в Японии это целая процедура. Есть специальный комитет по сейсмологии, который должен успеть собраться на заседание. Если решит, что ситуация тревожная, то обращается к премьер-министру. За ним последнее слово. Вы представляете, насколько это ответственно, какие последствия может иметь ложная тревога в районе Токио.
- А были прецеденты, когда верно предсказали землетрясения и выселяли людей?
- Пожалуй, только в Китае в 1975 году, когда случилось Хайченское землетрясение.
- Могут нынешние землетрясения в Японии перекинуться на Россию? Ведь путь близкий.
- Если говорить про самое ближайшее время, то сейсмические события в Японии на России вряд ли не скажутся. Однако, по многолетней статистике, после каждого сильного японского землетрясения возрастает вероятность подземных толчков на Камчатке и на Сахалине. Так, через год после того, как в 1994 году трясло остров Хоккайдо, ударило на Сахалине - был разрушен Нефтегорск. А еще через три года мощный катаклизм случился на Камчатке.
Кстати, картина может повториться. В прошлом году вновь сильные подземные толчки наблюдались на Хоккайдо. Значит, опасность для Камчатки вновь возросла. По нашему мнению, катаклизм может случиться здесь в течение двух лет.
- Учитывая тяжелое нынешнее положение науки, сумеем мы заранее предупредить об этих катастрофах?
- Думаю, да. Сейсмостанции работают на Камчатке. Ведет наблюдения и Институт вулканологии и сейсмологии РАН. Надеюсь, что краткосрочные предвестники они сумеют обнаружить.