- Некоторые решения Думы вызвали крайне негативную реакцию среди ученых. Например, предложение лишить организации РАН налоговых льгот на землю. Вы изменяете работу вашего комитета, чтобы избежать подобных неприятных коллизий?
- В том числе и для этого, но проблема шире. Малейшие модернизации в образовании и науке вызывают мощный резонанс в обществе. Эти сферы очень ранимы. Любые неаккуратные воздействия на них наносят такой вред, что для исправления потребуются годы. Скажем, научные школы создаются десятилетиями, а разрушить их можно одним росчерком пера. Словом, здесь, как и в медицине, законодатель обязан исходить из принципа "Не навреди".
Как этого добиться? Позиция комитета: обсуждение всех документов должно быть максимально публичным. Поэтому решено создать специальную комиссию, состав которой уже утвержден. В ней около ста человек. Все высококлассные профессионалы, которые могут иметь полярные точки зрения на проблемы науки и образования. Хотим, чтобы они сошлись на нашей площадке. Это позволит вырабатывать законы профессионально, а не на основе лоббирования интересов узкого круга.
- Нередко в адрес депутатов звучат обвинения, что они штампуют документы, выходящие из стен правительства.
- Давайте конкретно. Возьмем хотя бы принятый недавно Закон N 122, касающийся изменений в законодательстве об образовании. По сравнению с тем, что первоначально предлагало правительство, окончательный документ отличается радикально. Так, за учреждениями образования сохранено право брать и сдавать в аренду помещения, им разрешено распоряжаться средствами из внебюджетных источников, прежним остался порядок принятия устава учреждений. Всего в закон вошло почти сто поправок к правительственному документу. Поэтому, когда нас обвиняют, что мы во всем соглашаемся с правительством, отвечаю: это оно было вынуждено согласиться с нашими предложениями.
- Зачем же тогда для подготовки документов по науке и образованию собирать "вече" из ста человек и устраивать мощный мозговой штурм?
- С одной стороны, нередко обсуждение важнейших вопросов превращается в политические дебаты, что вредит делу. С другой, мы не можем принимать законы, рассчитанные на десяток ведущих вузов или институтов. Коллективов науки и образования в стране - тысячи, и закон должен учитывать интересы и "гигантов", и "карликов". На стадии обсуждения законов им надо дать право высказаться. Опять же приоткрою "кухню" подготовки Закона N 122. Здесь, в этом кабинете, три недели до хрипоты, часто до полуночи спорили не политики, а 20 ректоров государственных и негосударственных вузов, преподавателей начального и среднего образования. И хотя сталкивались противоположные мнения, удалось найти приемлемые для всех решения. Потому что прежде всего они профессионалы. Тогда-то и родилась идея продолжить этот опыт, создать комиссию, о которой я говорил.
Мы открыты для разных мнений. Не только депутат, но и любой ученый, преподаватель может прийти к нам со своей точкой зрения. Тогда законы придут на подготовленную почву, а не будут для общества как снег на голову.