Вчера столичный ДК Горбунова принимал Эмира Кустурицу - не в качестве режиссера, а как музыканта группы "Забранено Пушченье", выступающей за рубежом под "экспортным" названием No Smoking Orchestra. Кустурица занял в ней место гитариста в начале 80-х, еще будучи студентом киношколы, то есть раньше, чем снял свой первый фильм. В последнее время No Smoking Orchestra - основной поставщик музыки к его фильмам, а имя знаменитого режиссера - основной двигатель популярности этой балканской группы. Накануне концерта Эмир Кустурица и солист "Запрещенного курения" Нелле Караджлич встретились с журналистами в одном из московских клубов.
Известно, что, приезжая в качестве музыканта, режиссер обычно требует, чтобы ему задавали вопросы о музыке, а не о кино. Однако в этот раз строптивый Эмир был настроен куда либеральнее, чем обычно. "На самом деле я не делю себя на режиссера и музыканта", пояснил Кустурица, "количество пользы в жизни измеряется тем, на какое время ты сделаешь окружающих счастливым. Есть емкое английское слово "cool" - современный, прикольный, и это полная противоположность настоящей человеческой радости. Быть cool - самая страшная участь для художника. Именно поэтому все, что мы делаем на сцене и на экране, направлено на то, чтобы вот этого cool было в мире как можно меньше". Впрочем, по его словам, только лишь артистической и кинодеятельностью его сопротивление коммерческому искусству не ограничивается: режиссер подтвердил, что по собственной инициативе основал "деревню искусств" с каламбурным названием "Кустендорф". "Это своего рода большой центр искусств, коммуна, где независимые художники и музыканты могут спокойно заниматься тем, чем хотят, с утра до ночи - могут даже оставаться ночевать, если захотят", -рассказал режиссер.
Отвечая на любой, даже самый досужий вопрос, Кустурица сначала отшучивался, но потом непременно серьезнел и отвечал уже без тени улыбки. Так, его ответ на вопрос о музыкальных предпочтениях продемонстрировал весьма грустные умозаключения. "То время, в которое мы сейчас живем, - это не время авторов, не время композиторов. Это эпоха диджея - человека, который лишь подбирает, ставит и смешивает музыку, сочиненную и сыгранную другими". Это же определение нынешней музыкальной эпохе всплыло и при ответе на вопрос о том, окончателен ли его разрыв с многолетним партнером композитором Гораном Бреговичем. "Давид и Голиаф не могут ни сотрудничать, ни враждовать - это бывает только в Библии. Брегович - настоящий диджей. Так, в саундтреке к "Времени цыган" он взял народную цыганскую песню, которую ему принес я, сделал к ней аранжировку и поставил на нее копирайт. Когда писал музыку для фильма "Аризонская мечта", одну из композиций он просто украл - в результате саундтрек запретили к продаже! Как тут сотрудничать?".
Коснулся разговор и взаимосвязи культуры и политики: "Моего последнего фильма не было бы, если бы в нашей стране не произошло раскола и войны. Это не первый мой фильм о войне, но первый - в котором нет ни тени идеологии или публицистики; меня интересовали только люди и та любовь, которая составляет содержание их жизни; и мне кажется, что современное переложение шекспировского сюжета оказалось самым сильным антивоенным высказыванием, которое я себе позволил".