Германия для России - это и основной торгово-экономический партнер (доля ФРГ во внешней торговле РФ более 10 процентов), и крупнейший кредитор (на нее приходится до 40 процентов российских долгов по Парижскому клубу), и один из крупнейших инвесторов (объем накопленных инвестиций немецких компаний в российскую экономику составляет почти 10 миллиардов долларов), и главный поставщик импортной продукции в РФ. Кроме того в июне 2003 года при поддержке Германии осуществлен досрочный перевод России в 4-ю категорию (из семи существующих) стран-импортеров по степени коммерческого риска. А сама ФРГ приняла принципиальное решение об исключении России из числа стран, для которых устанавливается максимальная сумма кредитных гарантий страхового общества "Гермес" - так называемый кредитный плафон. И то, и другое решение не могли не повлиять положительным образом на экономический имидж РФ, прежде всего в Европе.
Россия для Германии - тоже важный экономический партнер. Правда, пока в основном сырьевой. Российские поставки покрывают потребности ФРГ в природном газе на 35 процентов, нефти - на 30 процентов и цветных металлов - более чем на 10 процентов. Другого немецким потребителям от России, очевидно, не надо. Более того, Германия, опираясь на законодательную базу, сознательно ограничивает объемы поставок из РФ изделий из стали, асбеста, пушно-меховых товаров, а также услуг по обогащению урана. Иными словами, немцы ставят барьеры в тех отраслях экономики, в которых наши компании могли бы уже сегодня оказать существенную конкуренцию европейским коллегам.
Сама же Германия на российский рынок нацелилась уже давно и серьезно. Тем более что сейчас экономическая ситуация в самой ФРГ серьезно осложнилась - рост ВВП практически остановился, растет число банкротств, постоянно увеличиваются объемы простаивающих производственных мощностей. Но немцев убеждать в том, что инвестировать в российскую экономику выгодно, нет необходимости. Уже сегодня в России функционируют около 3,5 тысячи предприятий с германским участием.
Есть и еще одна причина, по которой России с Германией очень легко строить отношения. Немцы не меньше нашего любят создавать различные комиссии и рабочие группы. В этом вопросе стороны преуспели, пожалуй, больше всего. В разное время были созданы Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, Рабочая группа высокого уровня по вопросам безопасности, Консультативный совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, межправительственная комиссия по делам российских немцев, Совместная комиссия по изучению новейшей истории и многие другие.
И все же главной кузницей нормативно-правовых документов остаются российско-германские межгосударственные консультации. В прошлом году в Екатеринбурге на шестой встрече было подписано порядка десяти соглашений. На этот раз в Готторфе, скорее всего, документов будет меньше. Однако в повестке консультаций значатся весьма амбициозные проекты, реализация которых со временем должна будет вылиться в миллиардные контракты.
Возможно, сегодня будет подписан меморандум о намерениях с немецкой компанией "Фольксваген". По словам замминистра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова, переговоры по этому проекту близки к завершению. Спорным пока остается лишь один существенный вопрос - немцы настаивают на существенном снижении таможенных пошлин для ввозимых в Россию комплектующих. Если переговоры завершатся успехом, в чем Шаронов практически не сомневается, уже к концу 2005 года в подмосковном Ступино заработает сборочный конвейер, с которого начнут сходить "Бора А5", "Шкода Октавия" и "Поло Штуфе". Причем цены на эти машины должны быть на 10-15 процентов ниже ввозимых из-за границы аналогичных моделей. По расчетам немецких экспертов, уже в 2007 году СП сможет выйти на сборку 200 автомобилей в день. Причем через семь лет не менее 30 процентов комплектующих планируется производить в России.
Аналогичный проект собирается реализовать на российском рынке и компания "Даймлер Крайслер". Однако переговоры по нему находятся на начальном этапе. Обсудят Владимир Путин с Герхардом Шредером и еще несколько перспективных идей. К примеру, "Российские железные дороги" собираются заказать "Сименсу" разработку скоростного поезда (локомотива вместе с вагонами), который будет двигаться со скоростью до 270 километров в час по маршрутам Москва-Санкт-Петербург и Санкт-Петербург-Хельсинки. Правда, параллельно РЖД придется существенно улучшать само железнодорожное полотно. До сих пор скоростной предел наших железных дорог был 160-180 километров в час.
Ожидается, что немецкая сторона окажет России содействие и при сертификации на европейском рынке российского самолета-амфибии БЕ-200. Пока единственный экземпляр помогает справляться с пожарами в Италии. А страны Европы в перспективе хотели бы создать целую евроэскадрилью из БЕ-200. Не полностью устраивают европейцев лишь характеристики установленных на амфибиях двигателей. Впрочем, россияне готовы вести переговоры о совместном производстве.
И все же седьмые российско-германские межгосударственные консультации вряд ли будут легкими для Владимира Путина и его министров. Если в сфере экономики спорных вопросов между нашими странами остается все меньше и меньше, то политическая составляющая, наоборот, осложняется. Во-первых, это первая личная встреча президента России с канцлером ФРГ после начала политического кризиса на Украине. Во-вторых, местная оппозиция все активнее критикует Шредера за то, что он обходит стороной самые острые темы российско-германского диалога. Очевидно, немецкому канцлеру придется прислушаться к мнению политических сил Германии. Даже если они и представляют оппозицию.