Михаил Боярский: Я нахожу отдушину в книгах

Михаил Боярский философски относится к датам и не собирается отмечать надвигающийся день рождения. Тем не менее факты таковы: 26 декабря артисту исполнится 55 лет. О том, почему он не смотрит телевизор, редко ходит в театр и с наслаждением читает Льва Толстого, самый знаменитый мушкетер страны рассказал корреспонденту "РГ".

 

- Президент России недавно заехал в гости к Алисе Фрейндлих и поздравил ее с юбилеем. Вы высоких гостей ждете в предстоящий день рождения?

- Для меня любой гость - высокий. К любому отношусь, как к президенту. А что касается посещений, их не будет. Я не отмечаю день рождения, потому что не считаю его каким-то юбилеем. Можно 44 с таким же успехом отмечать или 66. В общем, обыкновенная цифра, но людям почему-то так нравится симметрия.

- Друзья-политики у вас есть?

- Кроме Владимира Владимировича Путина, нет. Я, пожалуй, с ним знаком дольше всего. На самом деле, думаю, у политиков не может быть друзей. Слишком сложная профессия для того, чтобы быть искренним во взаимоотношениях с людьми.

- Как вы относитесь к идее передать Петербургу столичные функции?

- Да никак не отношусь. Я в этом ни черта не понимаю. Наверное, есть люди, которые занимаются этим специально. Вот насчет переноса актеров со сцены в зрительный зал могу сказать, что отношусь плохо. Потому что глупо, когда зритель сидит на сцене, а артисты играют в зале.

- Неужели вам не будет приятно, если родной Петербург станет главным городом страны?

- Ну, пробок станет больше. Меня это с точки зрения быта не устраивает. И так-то уже не проехать, не пройти. В Москве пробки просто чудовищные.

- Что вас еще в сегодняшней жизни не устраивает?

- Мне кажется, очень поверхностно все происходит. И в жизни, и в газетах. Серьезных мыслей и чувств предпочитают не затрагивать. Там - взрыв, там - снег выпал, там - крыша провалилась. Внешний мир превалирует над внутренним, а поскольку он неинтересен, то зачем же его раскрывать. Что вижу, о том пою: Мойка поднялась, Мойка опустилась; елку поставили, елку убрали. Так и живем. Может быть, про смысл жизни и необязательно - рейтинг не поднимает. Наверное, это временное явление. Я нахожу отдушину в книгах. Это, пожалуй, единственное, что меня сейчас интересует. Там общаюсь с умными людьми. Могу ошибаться, спорить или соглашаться.

- С кем из умных людей в книгах сейчас общаетесь?

- В настоящее время со Львом Толстым. Во многом с ним очень трудно соглашаться, например в вопросах богословских. Но он тонкий логик, умеет думать, а это не каждому дано. У него можно научиться размышлять. Кроме того, он дает возможность обратиться к той литературе, которую рекомендует. А Толстой плохого не посоветует. Он считал, что лучше читать мало, но полезные книги. Чем горой мусора засорять голову. И я слушаю его в этом плане.

- А в театры ходите?

- Редко. Руководствуюсь актерскими слухами, серьезными рекомендациями. Вот сейчас задача номер один - посмотреть спектакль с Алисой Бруновной Фрейндлих "Оскар и Розовая Дама" в Театре Ленсовета.

- Как вы относитесь к телевидению?

- Вы знаете, у меня дома все время горит лампочка, одна дает какой-то свет. Я понятия не имею, сколько там ватт. Точно так же отношусь к телевизору. Что-то мелькает, и ладно, но чаще это раздражает: по возможности выключаю его. Потому что не могу смотреть то, где есть реклама. И путаю всех артистов, слишком много их снимается в сериалах. В общем, смотрю футбол, спортивные передачи, новости. Недавно специально посмотрел еще раз фильм Звягинцева "Возвращение". Собственно, телевидение меня не волнует абсолютно.

- Вы же имели к нему непосредственное отношение...

- Я работаю там. Но не думаю, что повар, который готовит еду, обязательно должен пробовать то, что он сделал. Чаще всего, наверное, он относится к этому спокойно.

- А сериал, в котором снялась дочь Лиза, смотрели?

- Не по телевизору, а на кассетах, потому что вперемежку с рекламой невозможно смотреть. Так и в театре можно: играешь, играешь, потом - стоп. Дескать, извините, пожалуйста, реклама. Не представляю, как можно произведения мастера, художника вдруг прервать и показывать бред сивой кобылы.

- Вы давали дочери какие-то профессиональные советы?

- Конечно, я, как отец, должен был уделить внимание и ей, и фильму - ее первым шагам. Они и есть первые, пока трудно что-нибудь сказать. По-моему, достаточно верные шаги, но еще далеко до уверенной поступи. Лиза учится в Театральной академии на третьем курсе у Льва Додина.

- Каким вам видится ее будущее: Малый драматический театр, кино или еще что-нибудь?

- Мне с трудом видится вообще дальнейшее существование театра, не говоря уж о моей дочке в нем. Так изменились время, ценности, репертуар, форма. Появилось множество антреприз, какие-то реформы грядут. Так что сложно загадывать вперед. Но все-таки профессию знать надо. Я уверен, что Додин способен научить студента ремеслу. А вот как и в чем это мастерство будет применено - для меня пока загадка.

- Как вы сами сегодня связаны с драматической сценой?

- Вот 31 декабря отыграем последний в этом году спектакль "Интимная жизнь". И больше ничего меня с драматической сценой не связывает, кроме этой антрепризы. Может быть, еще один спектакль появится в будущем году - мы присмотрели одну пьесу. Вообще я много материала перелопатил, но пока ничего интересного не нашел. Не потому, что не люблю Пушкина, Шекспира или Чехова. Просто сегодня мне хотелось бы участвовать в компании людей, которые откликаются на время. Когда сам учился в Театральном, был Вампилов. Сейчас не вижу такого драматурга, а без драматургии, без материала костюма не сошьешь. Мне неинтересно носить старые костюмы.

- Вы читаете современные пьесы?

- Читаю и современные, и западные - приносят друзья, коллеги. Пока особых радостей нет. Герои есть - и Сирано, и Гамлет. Но вот современного не нашел. Киллер, бизнесмен или уголовник - пожалуйста. Сейчас, собственно, два героя - либо мент, либо бандит. Такие амплуа мне неинтересны. Может быть, современный герой есть. Но я не драматург - пускай напишут так, чтобы это было достойно всяческого внимания. Не Библию же ставить, правда? Сегодня эксперименты воспринимаются как нечто новое. По-моему, Банионис сказал, что в театре, в искусстве нужно искать не новое, а вечное.

- В кино вы сейчас снимаетесь?

- Отснялся в двух фильмах. Один называется "Мужчина по выходным" - это режиссерский дебют Мережко. И снялся у Сиверса в фильме "Счастливый". Плюс новогодние огоньки, развлекательные передачи.

- А в жизни чем увлечены - по-прежнему футболом и музыкой?

- Да, пожалуй, футболом. Хотя он не так уж много времени отнимает - 15-20 раз за сезон бываю на стадионе. Музыка? Ее еще нужно откопать, чтобы увлечься. Если копать все глубже и глубже, то будет Моцарт, Рахманинов, Чайковский. Так что в этом направлении есть еще, слава богу, порох в пороховницах.

- Правда, что, когда в прошлом году питерский "Зенит" потерпел жуткое поражение, вы футболистам в сердцах сказали, что больше за них болеть не будете?

- Да, когда они 7:1 проиграли. Это были слова разгоряченного эмоционального болельщика. Конечно, чудовищно проиграли. Но даже если бы проиграли 17:1, я бы все равно ходил на стадион и болел за них. Но нужно же меру знать. Это все равно, что если бы я вышел на сцену и не произнес бы ни одного слова. Забыл бы весь текст, даже про "здрасьте". Ну такого же не бывает.