29.12.2004 03:30
    Поделиться

    А за прогноз ответишь

    Эксперты "РГ" оценивают собственные предсказания, сделанные накануне 2004-го, и дают расклад на 2005 год

    Легальная зарплата и легальная водка

    Сергей Степашин, председатель Счетной палаты РФ

    В конце прошлого года нас особенно волновало то, что мимо бюджета страны продолжают утекать значительные средства. И происходило это прежде всего от несовершенства действующего законодательства. Оно оставляло лазейки, которые в реальной жизни становятся "черными дырами". Например, закон позволял налогоплательщикам радикально уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Счетная палата много работала над этим, и с 2004 года большинство этих лазеек были закрыты.

    Но это только начало пути. Как известно, мы провели большое аналитическое исследование по результатам приватизации в 1993-2003 годах. Выяснилось, что государство явно "продешевило", отдавая свое имущество в частные руки. Понятно, что былого не вернешь. Но и в 2005 году в стране будет обсуждаться возможность приватизации ряда крупных инфраструктурных комплексов, таких как железные дороги, электроэнергетика и некоторые государственные унитарные предприятия. Надеюсь, страну минует участь наступить второй раз на одни и те же грабли. Со своей стороны Счетная палата сделала все, чтобы этого не случилось.

    Еще одна проблема, имеющая отношение к бюджету, - нелегальный оборот алкогольной продукции. Год назад Счетная палата внесла в правительство предложение о переносе акциза с алкогольной продукции на спирт. Положительный отзыв оно получило, но в жизнь пока не внедрено. А ведь это позволило бы повысить эффективность регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Так что, возможно, стоит еще раз обсудить вопрос о введении государственной монополии на оборот этилового спирта. Пока радикально решить проблему легализации оборота алкогольной продукции не удалось. И мимо государственной казны ежегодно "утекают" сотни миллионов рублей. Наши проверки показали, что годовой объем реализации нелегальной водки и ликероводочных изделий составляет примерно половину общего объема потребления. Может быть, в 2005 году удастся перекрыть этот поток с лучшим результатом.

    Год назад я говорил еще и о том, что помимо "черных дыр" государственного бюджета серьезные прорехи существуют и в кошельках многих наших граждан. Речь шла о теневой зарплате, выдаваемой в конвертах. С нее, например, не платится единый социальный налог (ЕСН). А значит, и не формируются пенсионные накопления. Понятно, молодым не хочется думать о старости, их больше интересует день сегодняшний. Именно потому они так легко соглашаются на зарплату в конверте.

    А некоторым работодателям эта ситуация (которая, кстати, является нарушением российского законодательства) только на руку, меньше налогов приходится платить. Однако с января 2005 года ЕСН существенно снижается. Очень хочется верить в то, что желающих "жить по закону" в нашей стране заметно прибавится. И наступающий год станет решающим на пути выхода зарплаты из тени.

    Нефтедолларов станет меньше

    Михаил Задорнов, председатель подкомитета Государственной Думы по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности Центрального банка

    В канун 2004 года Михаил Задорнов утверждал, что произойдет укрепление рубля, что цены на нефть на мировых рынках снизятся. Также произойдет снижение инфляции.

    - Что подтвердилось, что не сбылось?

    - Считаю, что в целом мой прогноз подтвердился. Рубль укрепился, и налицо выгода рублевых вкладов по сравнению с валютными. В среднем его укрепление по сравнению с корзиной валют составит 5 процентов.

    Я считал, что инфляция будет меньше, чем в 2003 году. Это и случилось, только, к сожалению, в незначительной мере - всего на три-четыре десятых процента. Хотя мы рассчитывали на более серьезное снижение темпов роста инфляции.

    Наконец, что не сбылось и одновременно стало неожиданным не только для меня, но и для экономистов в правительстве и Госдуме, а также для большинства аналитиков, - цены на нефть. Никто не ожидал, что они вырастут по сравнению со столь высокой планкой, которая была в 2003 году. Но отмечу, что в этом плане России вновь очень повезло. Причина столь значительного увеличения цен на нефть достаточно проста. Все считали, что после вторжения США в Ирак, постепенно налаживая работу временной администрации и контролируя ситуацию, американцы смогут увеличивать добычу нефти и, соответственно, ее экспорт из Ирака, что повлияет на весь рынок нефти. Этого не произошло. Как мы знаем, ситуация не только в Ираке, но и на Ближнем Востоке остается нестабильной. К этому добавился еще целый ряд политических факторов, негативно повлиявших на нефтяные цены. Это политические проблемы в Нигерии, Венесуэле, в России - дело "ЮКОСа". Напомню, что несколько раз возникала угроза прекращения поставок "юкосовской" нефти на экспорт. Вот эти политические факторы наряду с напряженностью в Ираке не дали ценам возможность упасть. И в этом заключается основная неожиданность уходящего 2004 года.

    Разумеется, высокие цены на нефть во многом подогревают инфляционные тенденции и в США, и в Европе, и в России. В частности, в России на нефтяную отрасль была увеличена налоговая нагрузка, и нефтяники ответили на это увеличением внутренних цен на нефть и нефтепродукты. В результате цены на бензин за год увеличились на 30 процентов, а это, как известно, один из факторов инфляции уходящего года.

    Что можно ожидать в новом году? Все-таки рискну предположить, что нефтяные цены несколько снизятся, составив в среднем 35-36 долларов за баррель для российской экспортной нефти Urals. Это та тенденция, которая сегодня представляется наиболее вероятной. Такое снижение не создаст проблем для российского платежного баланса или российского бюджета.

    Темпы экономического роста, к сожалению, снизятся до отметки пяти с половиной процентов. Они уже начали тормозится в середине этого года.

    Инфляция составит 9,5 - 10 процентов, то есть она превысит те ориентиры, которые сегодня закладывают Центробанк и правительство. Причины кроются в том, что целый ряд инфляционных факторов (повышение тарифов естественных монополий, услуг населению, транспорт, связь, электроэнергия и рост цен производителей) уже сформировал довольно серьезные инфляционные тенденции для следующего года.

    Рубль будет продолжать укрепляться, в том числе и в номинальном выражении. Основной причиной для этого по-прежнему являются большое превышение экспорта над импортом и приток валюты в страну. Соответственно рынки ждут дальнейшего укрепления рубля, и это способствует приходу валюты и конвертации ее в рубли.

    Градус риска социальных реформ

    Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций

    Я готов повторить все мои предположения годичной давности. Они столь же актуальны хотя бы потому, что полностью пока не реализованы.

    Да, бизнес начал помогать детям, которые нуждаются в срочных операциях. Для этого создана специальная программа "Линия жизни", благодаря которой уже оказана помощь не одному десятку больных детей. Но хотелось бы, чтобы аналогичные программы работали не только за счет крупных компаний. Такие же инициативы хотелось бы видеть и в регионах. Ведь, к сожалению, проблем со здоровьем детей у нас более чем достаточно. Не поможем им сейчас - не будет у России будущего.

    Что касается рисков следующего года, то он может быть очень неспокойным в социальном плане. Нас ждет реформа льгот: их замена денежными выплатами. Как пройдет реализация этой, не побоюсь сказать, социальной революции? Правительству пришлось готовиться к ней в обстановке аврала и административной реформы. Остается только надеяться, что никаких существенных недоработок нет. В противном случае появляется опасность повышения градуса общественного недовольства, особенно среди инвалидов. Это может вылиться и в массовые протесты, голодовки. Нужно очень оперативно выявить узкие места начинающейся реформы системы льгот и, при необходимости, не откладывая вносить нужные поправки в законодательство.

    Вторая социальная опасность, о которой надо не забывать, - планируемая реформа здравоохранения. Здесь есть неясности по главному вопросу: сохранится ли хоть в каком-то приличном виде бесплатное общедоступное здравоохранение? Представим себе того же инвалида, у которого со следующего года льготы заменили деньгами. А тут еще - медицина должна жить на страховых принципах. Кто же будет этого инвалида страховать? Местные власти? Но финансовое положение большинства регионов оставляет желать лучшего.

    А радует то, что с нового года в ведение субъектов Федерации переходят учреждения начального и среднего профессионального образования. Это наконец создаст хорошие предпосылки для сотрудничества местных властей и предпринимателей. На нашем рынке труда острейший дефицит квалифицированных рабочих кадров, специалистов-техников. Теперь есть все условия для того, что бы бизнес напрямую влиял на содержание учебных программ по их подготовке.

    Цены на жилье не прибавят оптимизма

    Анатолий Голов, директор Института социальной политики, сопредседатель Союза потребителей России

    Мой прогноз цен, сделанный год назад, был слишком оптимистичным. Официальная инфляция перевалила за 10 процентов, а реальная составила 15-17. Иномарки, да и "Жигули", как я  предполагал, дешевле не стали, зато бензин подорожал в полтора раза.

    Жилье подорожало на 30-50, и хотя во второй половине года рост цен приостановился, но, полагаю, ненадолго. К сожалению, не сбылась надежда, что правительство утвердит методику снижения оплаты при получении нами жилищных и коммунальных услуг несоответствующего качества и не в полном объеме. И мы с вами по-прежнему не можем платить только за реально предоставленные нам услуги.

    К сожалению, следующий год будет не лучше. Лидерами роста будут тарифы на жилье, газ, электричество и коммунальные услуги, проезд на транспорте и цены на бензин. Кроме последних, все остальное регулируется государством. Как видим, хотя на макроуровне правительство декларирует борьбу с инфляцией, на деле повышает цены на инфраструктуру, а это тянет вверх и все остальные цены.

    Там, где мы видим честную конкуренцию, цены ведут себя гораздо стабильнее. Это и обувь, одежда, электроника, и многие другие товары. Здесь потребители могут рублем сами регулировать рынок. Мы стремимся покупать лучшее и дешевое и не покупаем дорогое и плохое.

    Но монополисты неудержимы. Они повышают цены открыто или по сговору (это видно на многих рынках). Иногда они используют маленькие хитрости - железнодорожникам правительство ограничило рост цен, так они сделали гибкие тарифы. В одни месяцы процентов на пять выше нормы, в другие на пять ниже. В среднем - то, что им разрешили. Но, как вы догадываетесь, летом, когда пассажиров намного больше, цены выше. А зимой и осенью, когда поток меньше, - цены ниже.

    Здесь наша надежда на Федеральную антимонопольную службу, без ее помощи аппетиты монополистов не сдержать.

    Продолжит дорожать и продовольствие, особенно самое дешевое - хлеб, молоко. Мясо уже в этом году заметно подскочило в цене из-за введения квот. Нет оснований считать, что рынок продовольствия будет насыщен и цены стабилизируются.

    Сложная ситуация на рынке жилья. В новом году вступит в силу пакет законов, который направлен на то, чтобы сделать жилье доступным. Это и новый Жилищный кодекс, который усиливает нашу ответственность за состояние жилья, и закон об основах регулирования тарифов на коммунальные услуги. Здесь законодатели нашли источник средств для инвестиций в коммунальное хозяйство - как всегда, в наших карманах. Они вводят инвестиционную добавку в тарифы, которая значительно увеличит платежи. Это прямой грабеж: если это наши инвестиции - сделайте эти платежи добровольными и отдайте нам часть акций монополистов.

    В уходящем году началась административная реформа, и вместо нескольких органов власти, защищавших потребителей, была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Старое разрушили, а новая служба, появления которой мы так ждали, пока еще не набрала обороты. Проблем много: это и фальсифицированные лекарства (и, конечно же, не только лекарства), и недобросовестная реклама и конкуренция, и нарушения правил торговли, и многое другое.

    Хочу пожелать потребителям в новом году только хороших товаров и услуг. А если ваши права будут нарушены - успешно их защищать, ибо к нам относятся так, как мы позволяем.

    Удвоение списывать рано

    Виктор Ивантер, академик, директор Института прогнозирования РАН

    Год назад академик Ивантер гарантировал, что катастроф в России не произойдет, а все беды заключаются в том, что в стране слишком много денег и слишком мало идей, как бы эти деньги выгоднее разместить. Что скажете год спустя?

    - Я и сейчас готов подписаться под каждым словом. Во-первых, никакой катастрофы не произошло, был серьезный экономический рост, что-то около 7 процентов. А про "нефтяную иглу" и говорить не буду - она дает большую часть бюджета. Про мое заявление о том, что денег много, и вовсе говорили - экзотическое. А сейчас кто только не рассуждает, куда же нам девать деньги Стабилизационного фонда, как потратить профицит бюджета? И у бизнеса немало денег скопилось, в этом году, говорят, рекордная сумма остатков на корсчетах. Это ведь легальные суммы-то. Но конкретных проектов по-прежнему нет или почти нет. Причем самое страшное в том, что такие конкретные проекты не исходят от бизнеса, который до сих пор не разобрался, в чем приоритеты правительственной политики.

    Наш институт делал прогноз на 20 лет. Так вот, для удвоения ВВП у нас нет ресурсных ограничений, есть и природные ресурсы, и человеческие, и денег полно. Так чего же мы не развиваемся, если все есть? И здесь я опять повторю - нужны четкие конкретные проекты, как эти самые ресурсы более эффективно использовать.

    - А в будущем году изменится положение? Что должно произойти, чтобы изменилось?

    - Власть, к сожалению, продолжает проводить реформы так, чтобы у нас все было по-другому, иначе, чем было, а не чтобы стало лучше. Возьмем ту же замену льгот денежными выплатами. Идея-то не новая, ее еще в 70-е годы готовила команда покойного академика Шаталина. Но власть ухитрилась, затратив денег больше, чем раньше выделялось на льготы, вызвать недовольство реформой практически у всех. Потому что совершенно забыла о социально-психологических факторах.

    Так вот, на ближайшее будущее есть необходимость в еще одной реформе. В реформе заработной платы в рыночном секторе экономики. Сейчас в зарплате абсолютно не предусмотрены расходы на оплату жилищно-коммунального сектора, услуг здравоохранения, платных медицинских услуг и так далее. Считается, что государство берет это на себя, а потому получает с бизнеса налоги. Но на деле даже при снижении налогов, как это было с ЕСН, зарплата не повышается, а людям уже предлагают пользоваться услугами платной медицины и так далее. Мне думается, что такой своеобразный обмен повышения зарплаты в обмен на понижение налогов нельзя рассматривать как борьбу с бедностью. И государство, и бизнес должны воспринимать это как борьбу за эффективность производства. Потому что дешевая рабочая сила производит черт-те что, только не высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию. Более того, поскольку она дешевая и нет смысла ее вытеснять, то и бизнес не особенно заинтересован в модернизации производства, что в конце концов заведет экономику в тупик. Государство, диктуя собственнику, сколько нужно платить рабочим, создает себе проблемы. Ведь собственник, борясь за повышение эффективности, сократит некачественную и дешевую рабочую силу, о которой потом придется заботиться государству, выплачивая ей пособия по безработице.

    Но кроме торга, обмена "повышение зарплаты за снижение налогов" нет других способов сформировать реальный рынок труда, без которого не может существовать нормальная рыночная экономика.

    Я не боюсь, что и это мое предположение кто-то назовет экзотическим. Оно обязательно будет реализовано. Тем более что здесь бизнес идет впереди государства, уже сейчас многие собственники дают команду своим менеджерам держать определенный уровень зарплаты, чтобы удержать кадры. Они же не благотворительностью занимаются, это для них стало необходимостью. Как только эту необходимость осознают и власти, так они и начнут реформу проводить. Это, как мне кажется, и станет в следующем году новым аспектом проблемы социальной ответственности бизнеса.

    Задушим инфляцию крепким рублем?

    Андрей Нечаев, профессор

    В канун 2004 года Андрей Нечаев прогнозировал, что год пройдет под знаком укрепления евро против доллара, и высказал предположение, что курс доллара упадет ниже 1,3 долл. за 1 евро. Он же утверждал, что динамика курса рубля будет неустойчивой и определяться она будет в решающей степени притоком валюты в страну от экспорта энергоносителей, а также последствиями либерализации валютного законодательства.

    Что подтвердилось, что не сбылось?

    - Прогноз в целом подтвердился. Курс единой европейской валюты достиг рекордных отметок в 1,33 долл. за евро. А курс рубля, как я и предполагал, испытывал давление потока нефтедолларов в страну, одновременно реагируя на изменение соотношения доллара и евро. Однако ключевым фактором реальной динамики курса оставалась валютная политика Банка России, не отличавшаяся последовательностью.

    Как будут дальше развиваться события вокруг связки доллар-евро и как это скажется на курсе рубля?

    - Америка де-факто продолжает проводить политику "слабого" доллара, пытаясь хотя бы минимально выправить катастрофическое отрицательное сальдо своего торгового баланса. Тем не менее полного краха доллара конкуренты Америки не допустят, поскольку он имел бы необратимые последствия для всей мировой экономики. Ну а что же рубль? Судя по прогнозам цен на нефть, приток валюты в страну кардинально не снизится. Либерализация валютного законодательства пока не дает заметного эффекта с точки зрения снижения давления на рубль в сторону его укрепления. Отчасти выручает усиливающийся отток капитала из страны. Но, по понятным причинам, радовать он нас не может, и стимулировать его финансовым властям России было бы странно. Уже ясно, что и следующий год наш Центробанк проведет между молотом инфляции и наковальней голландской болезни. Осмелюсь предположить, что, как и в году уходящем, Центробанк будет пытаться совмещать несовместимое: защищать отечественного товаропроизводителя от конкурирующего импорта, не давая рублю чрезмерно укрепляться, и подавлять монетарную инфляцию, ограничивая выброс рублей на рынок с целью скупки долларов. Как показал опыт 2004 года, попытки минфина помочь коллегам, забирая напечатанные рубли через налоги в Стабилизационный фонд, особых успехов в борьбе с инфляцией не принесли.

    Мера усилий Центрального банка по каждому направлению, видимо, по-прежнему будет определяться тем, какая из проблем будет выходить на первый план. Озаботятся президент и правительство падением темпов экономического роста, и Центробанк постарается не дать курсу рубля заметно расти. Усилится внимание властей к росту цен, жди падения доллара. В любом случае главному банку страны не позавидуешь.

    Покажи мне твой галстук, и я скажу, кто ты

    Георгий Сатаров, президент фонда "ИНДЕМ"

    Год назад я писал о том, что в экономике останутся прежние болевые точки. С одной стороны, плохая защита частной собственности, а с другой - суперрегулирование. Увы, все эти проблемы переходят и в 2005 год. Пока существенного сдвига в отношениях бизнеса и власти я не вижу. И боюсь, не скоро нам придется говорить о положительной динамике.

    Что касается коррупции, то, и по нашим данным, и по результатам международных исследований, в 2004 году существенного прорыва тоже не произошло. Мало того, есть серьезные опасения, что коррупция может выйти на новый виток. Это связано с реформой региональной власти. Как известно, кандидатуры на пост губернаторов теперь будут утверждать представительные органы регионов. Голосование "всем миром" уходит в прошлое. Так что можно ожидать, что деньги, которые раньше тот же бизнес тратил на региональные выборы, чтобы "укрепить своего кандидата", сольются в одном потоке. И с усиленным напором будут пробивать дорогу к власти. Поймите, у коррупции тоже есть свои законы. И один из них гласит: чем длиннее бюрократическая цепочка, тем больше возможности для коррупции. Общественный контроль ослабевает, становится отчасти виртуальным, поверхностным и формальным. Это неизбежно. Точно так же, как, допустим, чем больше трущихся элементов в машине, тем меньше ее надежность.

    Эту ситуацию надо предвидеть и постараться в новом году сделать все, чтобы снизить коррупционные риски. Но только принятием специального закона здесь, думаю, не обойтись. Я знаю, что сначала в Госдуме было два законопроекта о борьбе с коррупцией. Один их них - Лапатина-Максимова. У меня к нему было немало претензий, но он хотя бы запускал государственный антикоррупционный механизм. Но в первом чтении Госдума приняла другой законопроект, на мой взгляд, самый слабый. Я встречался с его авторами, делал замечания. Они с моей критикой соглашались, но всякий раз говорили: "Давайте хоть такой закон примем, другого-то нет. А потом его усовершенствуем". Но этот законопроект неисправим. Это все равно, что предложить вам выйти замуж не за мужчину, а за зайчика. Дескать, ничего, мы его потом изменим: лапки удлиним, щечки побреем, хвостик отрежем.

    Но самое главное даже не это. Проблема коррупции не решается законодательно. Нужны системные меры. Но и они не помогут, если бюрократия будет оставаться бесконтрольной. Хотя на первый взгляд все выглядит не так уж сложно. Достаточно, например, облететь на вертолете регионы и посмотреть, кто какие хоромы себе построил. Галстуки - по тысяче долларов, запонки - целое состояние. Никаких других наводок не надо, чтобы выявить коррупционера.

    Но это действительно просто, когда об этом может крикнуть оппозиция. Когда ее крик подхватывает пресса и показывает избирателям все эти коттеджи и запонки. Не взирая на лица и должности. Вот - их зарплата, а вот так они живут, а этот представитель исполнительной власти занимается таким-то бизнесом. Но наивно предполагать, что правоохранительные органы будут работать в автоматическом режиме, находясь в темноте, без давления со стороны общества.

    Ожидается, что наконец собирается Совет по антикоррупционной деятельности, созданный при президенте России. Пока только избран председатель - и все. Хотя планировалось, что при совете будет создано две комиссии, которые изучали бы обстановку, готовили бы материалы для совещаний. Мне даже звонили, спрашивали, готов ли я войти в одну из этих комиссий. На этом все и закончилось. Так что борьба с коррупцией, на мой взгляд, должна выйти в 2005 году на первый план. Не хочется, чтобы мой прогноз опять сбылся. К сожалению.

    Поделиться