Сама идея государственного патронажа над ИТ возникла еще весной 2000 года, так что путь к законопроекту, получившему поддержку президента, занял пять лет. Прибавим еще десять лет кризиса - это значит, что пятнадцать лет развитие отраслей мировой экономики, производящих продукцию высокой степени переработки, шло в основном без России. Наш вклад все эти годы состоял в экспорте программистов - экономический климат препятствовал их использованию дома. Возможно, если бы не было экспортного бума последних лет и высоких цен на нефть, власти раньше бы созрели до необходимости стимулировать производство и экспорт наукоемкой продукции.
Опираться для начала решено на особые экономические зоны. Но что взять за образец? В 90-е годы в мире сложились две модели быстрого создания производства информационных технологий, в частности офшорного производства программных продуктов: ирландская и индийская. В обоих случаях страны остро нуждались в создании экспортных производствах для решения проблем внешнеэкономических балансов своих стран.
В обоих случаях правительства пошли на экстраординарные меры для создания ИТ отраслей. Российские фирмы по ИТ фактически конкурируют с ирландскими, у которых (упрощая) очень низкие административные и налоговые издержки, и индийскими, у которых очень низкая стоимость труда. Прибавим сюда высокие доходы программистов на Западе, что создает давление на уровень заработной платы в нашей стране. Российским фирмам, конечно, нужен маневр, чтобы удерживать интеллектуальную рабочую силу дома. Раз уже страна развила огромную систему высшего образования, то надо помогать найти рабочие места для молодежи не только в сфере торговли и питания.
Ирландская модель характерна созданием налоговых льгот для всех наукоемких компаний (включая налоговых нерезидентов), привлечением иностранного (во многом американского) капитала и ориентацией на рынки ЕС. Фактически страна стала внутренним офшором Европейского союза, в который он вложил огромные средства на создание инфраструктуры. Ирландия смогла на базе производства ИТ выйти на ведущие места в мире и по использованию ИТ во внутренней экономике и стала вторым по размеру экспортером программного обеспечения в мире после США. Свыше 40 процентов всего программного обеспечения для персональных компьютеров, продаваемого в Европе, производится здесь.
Индийская модель базируется на хорошем образовании небольшого процента детей в относительно бедной стране (7 процентов школьников с хорошей базисной математикой и английским языком), поддержке правительства именно этой отрасли с целью решения проблем торгового баланса.
Важное значение имеет и опора на индийскую диаспору в США - более 60 процентов экспорта идет в Северную Америку. Собственное использование ИТ в Индии составляет около четверти выпуска - отрасль не смогла бы развиваться лишь на базе внутреннего спроса. Спецификой Индии является огромная роль отраслевой ассоциации бизнесменов (Nasscom) при решении проблем отрасли и формирования стратегии развития и взаимодействия с государственными органами.
Либерализация отрасли ИТ в Индии в свое время начиналась с отмены лицензирования импорта компьютеров. За 90-е годы импортные пошлины на средства ИТ были снижены со 160 процентов до нуля, а налог на прибыль предприятий отрасли - с 50 процентов до нуля. Они создали 14 технопарков (в том числе знаменитый центр в Бангалоре), резко снизили административные издержки ведения бизнеса. И за первые четыре года (1994-1999 гг.) действия новой политики подняли экспорт ИТ с 485 до 2650 миллионов при общем росте выпуска с 835 до 3900 миллионов долларов. Фактически Индия решила за счет экспорта ИТ проблему балансирования внешней торговли, что объясняет активную поддержку отрасли финансовым крылом правительства.
Внутренний спрос на ИТ в России идет в значительной мере со стороны государства, ряда крупных компаний, банков. Однако спрос носит разрозненный характер, высокой стандартной массовой культуры ни у власти, ни у бизнеса еще не сформировалось. Внутренний рынок узок - нужны высокие объемы экспортных продаж для реинвестирования в развитие. Можно ожидать дальнейшего увеличения спроса, опережающего общий рост экономики - на уровне 25 процентов. Важно обеспечить качество внутреннего спроса (легального спроса на высококачественную легальную продукцию) и условия для участия российского бизнеса в международной конкуренции.
Рынок мировых информационных технологий огромен. Уже в 1999 году расходы на информационные технологии во всем мире превысили 2 триллиона долларов, а в 2003-2004 годах, вероятно, превзошли 3 триллиона долларов, что соответствует 8-11 процентам среднегодового прироста спроса, который наблюдается в мире с 1992 года. Так что есть простор для нашего бизнеса. "При эффективном и грамотном использовании этих возможностей страна может добиться серьезного прорыва в информационной сфере" - заметил президент. Каковы препятствия и риски правительственной программы, рассчитанной до 2010 года? Она предусматривает поддержку высокотехнологичных компаний при выходе на мировой рынок, а также устранение административных барьеров, опережающее создание нормативно-правовой базы и улучшение законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности для эффективного привлечения инвестиций в сферу информационных технологий. Превосходно по замыслу, но нужно быстро провести соответствующее федеральное законодательство, обеспечить поддержку губернаторов, которые должны профинансировать основные инфраструктурные расходы.
Бюджеты 2005 года сверстаны - важно успеть за год хотя бы обеспечить законодательство, начать снимать административные барьеры и подготовить финансирование площадок на 2006 год. По плану объем федерального бюджетного финансирования программы с 2005 по 2010 год составит довольно скромные 18 миллиардов рублей. В текущем году предполагается подготовить проектную документацию по созданию четырех технопарков, в 2006-2007 годах - завершить строительство первой очереди технопарков и технологического университета, запустить венчурный фонд. Понятно, что для "прорыва" в области роста ВВП в передовых отраслях это очень немного. Эти парки нужны на старте, но нужен и общий поворот к созданию условий для интенсивного использования человеческого капитала страны. В России есть немало перспективных точек прорыва наукоемких технологий, и многие губернаторы уже работают над этим. При федеральной поддержке прорыв в широких масштабах потребует участия значительного числа регионов, университетов. Причем в каждом случае потребуется и снижение административных издержек, и гарантия длительности такой поддержки, и участие сильных фирм в сфере ИТ, которые есть для первых парков, но нужны не в штуках, а в десятках - в Ирландии и Индии их счет идет на сотни.
Создается механизм прорыва, который потребует слаженной организационной работы на нескольких уровнях власти и целого ряда министерств от таможни до минфина. Фактически после административной реформы и пятнадцати лет потерь мы впервые пытаемся провести широкую национальную программу, увязывающую инфраструктурные вложения, налоговые стимулы, частно-государственное партнерство и серьезные экономические цели страны в глобальной конкуренции на несырьевых рынках.