15.02.2005 01:00
    Поделиться

    Большой театр готовит "Болт"

    Российская Газета: Только что Борис Немцов назначен советником президента Украины Виктора Ющенко. Скажите, вам как заслуженному артисту Украины не поступало предложение быть советником по балету нового "оранжевого правительства" Украины?

    Алексей Ратманский: Не поступало. С Украиной я давно не связан, кроме того, что у меня в Киеве живут родители и родственники и я просто приезжаю туда.

    РГ: В Большом театре состоялась презентация вашего будущего балета "Болт", на которую вы пригласили людей просто "с улицы". Скажите, зачем вам это надо? Обычно постановщики стараются не посвящать посторонних в свою творческую кухню.

    Ратманский: Мне кажется очень важным, чтобы народ заранее узнал что-то о премьере и захотел пойти на нее. На презентации мы показали фрагмент движущейся декорации. Это абсолютно новая вещь для сцены Большого театра, и даже нам непонятно, как эта потрясающая по своей идее декорация, придуманная художником Семеном Пастуховым, поведет себя в спектакле.

    РГ: "Болт" - очень необычный балет. Как раньше это называли - на производственную тему. Как вы решились вывести в герои Ваньку-штопора и ему подобных?

    Ратманский: Я понимаю, что в этом есть риск. Мне кажется, что балет "Болт" вообще задумывался как утопический. Там есть вещи, которые на первый взгляд просто невозможны в танце. Но то, что это партитура Дмитрия Шостаковича, и то, что "Болт" никогда не был поставлен, кроме рокового показа в 1931 году, после которого его сразу запретили, - уже повод, чтобы попытаться его возродить.

    РГ: По сути это премьера балета Шостаковича?

    Ратманский: "Болт" всегда оставался легендой в истории балета. Практически все театральные произведения Шостаковича имели ужасную судьбу, но "Болт", пожалуй, наихудшую. Татьяна Бруни и Георгий Коршиков сделали в свое время великолепные эскизы костюмов и декорации, а Федор Лопухов, находившийся тогда в своем расцвете, экспериментировал. Множество вещей, которые он придумал для "Болта", потом просто разошлись на цитаты и имели огромное значение в развитии хореографии.

    РГ: Как вообще можно станцевать производственный роман?

    Ратманский: Мне кажется, что если Шостакович, прочитав либретто, сделал музыку, то почему не попробовать найти здесь какие-то смыслы, которые и сейчас могут быть актуальны. Шостакович ведь в конце 20-х годов публично заявил, что не будет больше работать над навязываемыми ему сюжетами, а будет делать то, что ему интересно. И сделал "Болт". Так что не все однозначно с этим либретто. Оно его чем-то захватило: работа машин, гротескные танцы, яркие характеристики персонажей - бюрократа, ломового, кузнеца, соглашателя, эстетки. Шостаковичу было всего 25 лет, и он, совершенно не задумываясь, делал вещи, которые человек зрелый, наверное, обходил бы за версту. Так что "Болт" был по-настоящему смелым, эпатажным проектом.

    Полностью отчет о "Деловом завтраке"
    будет опубликован в одном из ближайших номеров "РГ".

    Поделиться