Как "РГ" уже сообщала, очередным гостем на "Деловом завтраке" в редакции был губернатор Московской области Борис Громов. Публикуем продолжение разговора с ним (начало в N 35 за 19 февраля 2005 года).
ЖКХ: никто без помощи не останется
Российская газета: Борис Всеволодович! Что, по-вашему, человек считает своим главным достоянием?
Громов: Жизнь.
РГ: Ну а в жизни?
Громов: Квартиру.
РГ: Может быть, тогда с "квартирного вопроса" и начнем?
Громов: Пожалуйста.
РГ: Тогда небольшое вступление. Сколько мы себя помним, столько считалось, что забота, тревога, терзания человека связаны с тем, чего у него нет. Той же квартиры, например. Сейчас время изменилось: головную боль человеку причиняет уже не только то, чего у него нет, но и то, что есть. Та же квартира. Или дом. Их содержание. То есть то, что называется услугами ЖКХ. Расскажите, пожалуйста, о том, как решаются проблемы жилищно-коммунального хозяйства в Подмосковье. Московская область ведь уже перешла на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг? По крайней мере, объявила об этом?
Громов: Да.
РГ: Не опасаетесь митингов, протестов со стороны жителей? Ведь они видят, что в Москве даже при более высокой зарплате населения квартплата и услуги ЖКХ в этом году достигли лишь 60 процентов себестоимости. Но и этого оказалось достаточно для того, чтобы в ходе очередного опроса 70 процентов москвичей заявили, что даже столь мягкие меры ведут к их обнищанию.
Громов: Москва и Московская область находятся в разном положении. Столица все эти годы дотирует жилье из городского бюджета. И, как сказал Лужков на заседании актива Центрального федерального округа, будет продолжать это делать и дальше. До 100 процентов городские власти планируют дойти лишь года через три. У нас, к сожалению, такой возможности нет. Понимая это, мы в течение четырех последних лет планку поднимали постепенно, чтобы избежать очередной шоковой терапии.
Но и сейчас, когда переход на все 100 объявлен, это касается очень небольшого числа людей. По сути, лишь тех, у кого месячный доход превышает 15 тысяч рублей. Но таких высоких зарплат у нас, к сожалению, еще мало - разве что в отдельных отраслях промышленности. На некоторых предприятиях люди получают 20, 25 и даже 30 тысяч рублей. А у бюджетников, например, средняя зарплата всего 6 тысяч рублей в месяц. При этом есть люди с еще меньшими доходами. Принимая решение о переходе "на 100 процентов", мы не забывали об этом ни на минуту.
Приняли, одновременно разработав комплекс мер по социальной поддержке. Он состоит из жилищных субсидий и компенсаций, адресованных всем нуждающимся. В частности, те, кто имеет доход ниже прожиточного уровня, платят за квартиру всего по 50 рублей. Предусмотрена помощь и жителям двух третей муниципальных образований - где тарифы на услуги ЖКХ поднялись на 70-80 процентов. Та часть цен, которая выше 50 процентов, дотируется не из кармана населения, а из областного бюджета - муниципальное образование получает специально предназначенную для этого дотацию. Благодаря этому расходы ЖКХ теперь покрываются действительно на все сто процентов. Это крайне важно для отрасли. Дело в том, что котельные, теплотрассы, лифтовое хозяйство, кровли в последние год-полтора начали буквально валиться, так как все было построено примерно в одно и то же время. Причем ситуация ухудшается на глазах. Так, например, если в 2000-2001 годах для ремонта этого хозяйства требовалось 40 миллиардов рублей, то в прошлом - уже 90 миллиардов. Небольшое опоздание - и разруха примет необратимый характер.
РГ: Но как же нам-то быть? У нас в поселке квартплата поднялась на 70 процентов, а пенсии у большинства ветеранов - 2 тысячи рублей. В некоторых квитанциях на оплату за жилье значится сумма еще большая - до 3 тысяч. (Жители поселка Томилино Люберецкого района).
Громов: Ситуация, когда платить за жилье нужно больше, чем доход, исключена в принципе. О чем же тогда говорят такого рода письма? Разбираясь с каждым из них в отдельности, мы пришли к неутешительному выводу: наши жители плохо знают, кому какая помощь положена. Например, на что может рассчитывать инвалид Великой Отечественной, а на что - труженик тыла. Поэтому немедленно был выпущен "Справочник жителей Подмосковья", в котором разъяснены все права населения и даны телефоны должностных лиц, к которым нужно обращаться, если эти права нарушены.
РГ: А как быть военным пенсионерам? Отслужили по 20 лет, потом их из армии "списали", не обеспечив никакими льготами, так как официальный пенсионный возраст еще не наступил. Могут ли они что-нибудь вычитать для себя в вашем "Справочнике"? (Андрей Иванов, Балашиха).
Громов: Нет. К сожалению, нет. Но эту проблему решить можно лишь на федеральном уровне. Со своей стороны мы сделали все, что могли: за счет областного бюджета обеспечили военных пенсионеров на равных с другими льготниками проездным билетом.
РГ: Но чернобыльцам не досталось и проездного...
Громов: И это общефедеральная проблема. Для того чтобы помочь даже по минимуму сразу всем чернобыльцам, области потребовались бы огромные деньги. Поэтому помогаем не каждому персонально, а по муниципальным образованиям: кому-то выделяя средства на проезд, а кому-то на лекарства.
На миллион: квадратов больше, чем в столице
РГ: Борис Всеволодович! Любая помощь жителям возможна, если есть деньги. Как развивается экономика области?
Громов: В целом хорошо. Самый объективный показатель этого - консолидированный бюджет. За последние пять лет он вырос с 19 миллиардов рублей до 105 миллиардов (таков прогноз на 2005 год). Поскольку нефтяных скважин в Подмосковье нет, делаем ставку на три основных составляющих. На промышленность, которую правительство области считает своим долгом всемерно поддерживать, на торговлю, дающую огромный рост товарооборота, и на строительство.
РГ: Это правда, что по строительству жилья Подмосковье обогнало даже Москву?
Громов: Правда. За прошлый год, например, построено 5,6 миллиона квадратных метров жилья.
РГ: Больше, чем в столице, на миллион квадратных метров?
Громов: Выходит, так.
РГ: Почему же тогда, если с областным бюджетом все в порядке, в декабре 2004 года школьным учителям зарплату повысили на 55 процентов, а в январе вновь снизили на 45 процентов? (Галина Михайловна Приходько, г. Щелково).
Громов: Быть этого не может! Зарплата для всех без исключения бюджетников в целом по области за эти годы выросла где-то в 4,5 раза. Это касается и образования, и здравоохранения, и культуры. Последнее повышение учителям было действительно на 55 процентов. Работникам культуры, у которых зарплата оказалась меньше всех, ее повысили на 175 процентов. Пока без серьезной добавки остались работники здравоохранения, так как денег больше не оказалось. Но придет и их очередь. Эти добавки, которые в Подмосковье называют громовскими, останутся до тех пор, пока Громов будет губернатором.
РГ: Повышение зарплаты сказалось на укомплектованности кадрами школ и больниц?
Громов: Конечно. Соседи даже обижаются на нас за то, что учителя и врачи рвутся работать в Подмосковье - из Ивановской, Владимирской и других ближайших областей. Зарплаты у нас несоизмеримо выше тех, что платят там. А вот в Москву отток наших кадров существенно сократился.
РГ: Так может быть, жителям области скоро вообще не нужно будет ездить на работу в столицу? Зачем тратить время и деньги на дорогу, если трудоустроиться можно поблизости от дома?
Громов: К сожалению, в Москву область пока ездить будет. По крайней мере, до тех пор, пока зарплаты здесь не поднимутся и не сравняются со столичными.
РГ: Кто-то ездит на электричках, а кто-то в это время в машине в "пробках" на дороге парится. Особенно "пробки" достали москвичей и жителей Подмосковья на въезде и выезде из Москвы. Поэтому так радует каждая перемена к лучшему. Например, заметно изменилось в лучшую сторону после реконструкции Дмитровское шоссе. Признайтесь честно, чья это заслуга: президента, который по этой трассе ездит кататься на лыжах, или губернатора Громова?
Громов: Признаюсь - 50 на 50. Когда президент Путин стал ездить по Дмитровке, я обратился к нему с просьбой помочь реконструировать дорогу. Вопрос был решен положительно. Работы на шоссе начались на паритетных началах: половину средств вкладывает область, половину - Росавтодор. Ремонт дороги продолжается.
РГ: У Подмосковья большие планы и в отношении строительства платных дорог?
Громов: Да. Прежде всего мы начинаем делать качественно новую бетонку - кольцевую дорогу, вроде второй МКАД. Это в радиусе 30-40-50 километров от Москвы. Она будет строиться 6-7 лет, так как потребует очень больших затрат. Ее длина 350 километров. Новая дорога разгрузит столицу, так как даст возможность части транспорта обойти город, а части - разгрузиться, не заезжая в Москву. Строительство трассы будет обязательно сопровождаться сооружением таможенных и прочих распределительных пунктов, где и будут разгружаться грузы, предназначенные столице. Благодаря этому вздохнет и Подмосковье. Ведь и оно, как и Москва, задыхается от засилья машин.
Еще одна платная дорога пойдет в обход Одинцова, между минским и рублево-успенским направлениями. Следующая трасса Москва-Санкт-Петербург. Она будет идти севернее Химок, выйдет на Шереметьево, потом на Клин, Солнечногорск и так далее. Решение по ее прокладке принято. Далее - платная дорога до Ногинска, которую предполагается проложить параллельно ныне существующей, ближе к Реутову. И еще одна - на Домодедово. Кроме того, начинаются работы по строительству двух развязок в районе Мытищ и Королева. Так что планы действительно грандиозные. Всем им мы сказали "да". За поддержку, открывшую такие перспективы, хочу сердечно поблагодарить министра транспорта Российской Федерации Игоря Евгеньевича Левитина. Я рад, что в нашем правительстве есть такие руководители.
РГ: По карману ли населению будет проезд по новым трассам?
Громов: Безусловно.
РГ: А как будет решаться судьба людей, чьи дома попадают в зону строительства дорог? Москвичу Тимофею Борисову, например, чей дом стоит на шести сотках собственной земли в трех километрах от Москвы, сказали: бери взамен квартиру в Бутово и радуйся. Не хочешь? Обкопаем тебя вместе с домом, пригоним технику. Когда она начнет работать, сам убежишь...
Громов: Скажу сразу: таких случаев в принципе быть не должно. Мы специально обсудили проблему отселения частного сектора. Каждому жителю, чья собственность оказывается на пути строящейся трассы, должны предлагаться варианты: кого-то действительно устроит квартира, кто-то захочет получить деньги и построить новый дом, кто-то предпочтет купить готовый... Так что все проблемы решаемы.
РГ: А если вдруг в самом деле обкопают?
Громов: Это угроза на уровне плохого прораба. Ему поставили задачу, вот он и выполняет ее так, как понимает. Но и на прораба есть управа. Так что пусть не волнуются читатели "РГ": создадим специальную комиссию, члены которой будут договариваться с каждым человеком. Решать вопрос с позиций силы никто не будет.
РГ: Но вам-то лично "пробки" не страшны, "мигалками", наверное, пользуетесь. Или вообще милиция перекрывает дорогу для всех автомобилистов, когда Громов по области едет. Так?
Громов: Нет, не так. Я же к охраняемым не отношусь, хотя "мигалку" на машине имею, без нее по области не наездишься. Но, как и все, тоже нередко стою в заторах на дорогах в Москве, так же, как другие, страдаю от этого и крою крепким словом всех и вся от сознания собственной беспомощности.
Гипермаркеты: кто еще придет в Подмосковье?
РГ: Долгое время журналисты восхищались тем, как легко область увела из столицы гипермаркеты. Восхищались до тех пор, пока не возник вопрос: а какая, собственно, выгода подмосковным жителям от всех этих "гиперов"? От того, что они пришли к ним? Если вдуматься, пишут, например, в "РГ" жители Химок, то они получили от обилия машин вблизи своих домов одни неудобства. Москвичам хорошо - сделали покупки и уехали домой. А после них приехали следующие. И людям, живущим по соседству с магазинами, приходится терпеть это столпотворение целыми днями. Когда фирмы размещали свои точки, то обещали местным жителям хотя бы рабочие места. Но теперь, видимо, о своих обещаниях забыли. За прилавками, как правило, стоят в основном гастарбайтеры.
Громов: Хочу сразу сказать: ни у кого ничего мы не уводили. Привлечение гипермаркетов в Московскую область стало следствием большой целенаправленной работы. Мы начинали с крупнейшей в Европе и во всем мире фирмы "Ашан" - я сам летал в Париж на переговоры. В итоге соглашение было подписано. "Ашан" пришел. Построено уже пять магазинов. Впереди - строительство еще нескольких торговых центров. Скажу, что готов построить их хоть 300, потому что они приносят в бюджет области огромные деньги. Не будь этих денег, откуда бы взялись средства, скажем, на те же жилищные субсидии и дотации жителям? К тому же "Ашан" на 70 процентов торгует чисто подмосковными продуктами, что тоже очень важно.
А ведь есть еще "ИКЕА", "Мега". Недавно мы встречались с владельцами немецкого гипермаркета "Маркткауф", выделили и им районы, где они хотят строиться. Но прежде чем любой объект появится, проводятся сходы граждан. На них администрация выясняет, как к этому относятся жители, не возражают ли против предстоящего соседства. Был такой сход, разумеется, и в Химках. Все фирмы приглашают жителей области на работу, и в том же "Ашане" трудится немало продавцов из Подмосковья.
Чье шоу с особняками?
РГ: Борис Всеволодович, читатели "РГ" прислали очень много вопросов по проблемам окружающей среды, большинство из которых у Москвы и Подмосковья тесно связаны друг с другом. Недаром же еще при советской власти существовало твердое правило: леса со стороны Минского и Рублевского шоссе неприкасаемы. При западной розе ветров именно с их стороны в столицу поступает свежий воздух. Теперь же здесь идет стихийное строительство дач. Полузаконное, незаконное... Под топор пошел и некогда резервный лесной фонд. Еще лет пять - и в этом направлении будет пусто. Голо. Вы собираетесь как-то противостоять этому беззаконию?
Громов: Хочу внести ясность. Заявления о вырубках какого-то леса, в том числе и резервного, - все это выдумки и популизм, ибо правом выделять лесные участки под строительство по закону обладает только правительство РФ. За последние пять лет область не получила от правительства ни одного документа, разрешающего строительство коттеджей на территории, занятой лесами первой категории. Единственно, что нам определяли, - это участки под прокладку газопроводов, линий электропередачи, под строительство дорог.
РГ: Но особняки-то строятся! Как вы относитесь к показательному шоу с их сносом?
Громов: Как к шоу и отношусь. Дело в том, что эта проблема целиком находится в ведении министерства природных ресурсов. Оно определяет границу водоохранной зоны. Принятое на этот счет решение должно быть официально доведено до области, и лишь на основе этого областное правительство принимает свое постановление.
РГ: Как же тогда навести порядок?
Громов: Законным порядком и только через суд. Обнаружить незаконные постройки нетрудно. Достаточно проплыть по Клязьме - все видно как на ладони. Но надо разбираться в каждом конкретном случае и, безусловно, наводить порядок, поскольку за последние 15 лет настроено много.
РГ: А какова ситуация на подмосковных реках и озерах?
Громов: Общая картина нерадостная. Взять хотя бы главную реку региона - Москву-реку. Вытекая из столицы и продолжая свой путь по области, она ни при каких морозах не замерзает. Это лучше всяких анализов говорит о степени ее загрязненности промышленными отходами. В речках подальше от Москвы вода чище. Вообще грязь, захламленность - беда всего Подмосковья. Это одна из причин того, что красивейшие, неповторимые места до сих пор не стали зонами "большого" туризма, способного приносить в бюджет области приличные доходы.
РГ: Но, насколько известно, в Подмосковье ведется широкомасштабное спортивное строительство. Это хорошая приманка для туристов!
Громов: За последние годы действительно введено в строй 27 спортивных объектов, причем европейского уровня. Вокруг них и создаются зоны отдыха, например, для катания на лыжах. В этом году введем конькобежный крытый центр, не хуже построенного в Крылатском.
РГ: Развитие горно-лыжного спорта, что идет вдоль Дмитровского шоссе, тоже поддерживаете?
Громов: Разумеется, поддерживаем. Например, в Красногорском районе начали строить крытый всепогодный горно-лыжный центр. На искусственном снегу по трассе протяженностью 350 метров, со стометровой высоты можно будет кататься все лето. К концу будущего года эта труба будет готова.
РГ: Новые законы о праздниках, вернее, их продолжительности, наверняка увеличат число спортсменов. Тех же горнолыжников.
Громов: И катастрофически провалят бюджеты субъектов Федерации. Например, новогодние каникулы, по нашим прикидкам, ослабили подмосковный бюджет в январе (убежден, что и в феврале) не менее чем на 80 процентов. Дорогая цена за праздники.
РГ: То есть вы против этих нововведений?
Громов: Категорически.
РГ: А что вы думаете по поводу 7 ноября? Майских праздников? Их надо сокращать, как предлагают?
Громов: Мне жаль, что отменен как праздник день 7 ноября. Даже не потому, что это день моего рождения. Просто я не сторонник нарушения традиций. То же самое могу сказать и о майских праздниках: люди, привыкшие отдыхать в эти дни, все равно будут отдыхать. В итоге не будет ни нормальной работы, ни спокойного, без нервотрепки, отдыха.
Противоядие против свалок
РГ: Что, по-вашему, больнее всего бьет по экологии области?
Громов: Катастрофическое количество мусорных свалок. В Подмосковье есть разные полигоны. Часть из них принадлежит Москве, часть - области. Есть несколько частных и ведомственных. Что с ними делать? Сначала хотели мусор сжигать. Но выяснили, что не существует ни одного экологически чистого проекта. Так появились мусороперерабатывающие заводы. Но пока они фактически занимаются лишь сортировкой: стеклобой - сюда, цветные металлы - туда... На внедрение следующей стадии - именно по переработке отходов - требуются громадные средства. Но инвесторы, как только поняли, что разрешений на строительство мусоросжигающих заводов у нас не получить, сразу же исчезли. Нет желающих заниматься переработкой мусора. Остается один выход: строить такие заводы самим. Именно так поступают под Парижем, где существуют аналогичные проблемы. Со всеми заинтересованными сторонами мы договорились, что на многих полигонах начнем строить перерабатывающие заводы.
РГ: А как вы оцениваете ситуацию с преступностью в области?
Громов: Как очень сложную. Но если в предыдущие годы регулярно происходил всплеск и последующий рост всех видов преступлений, то в 2004 году наступила стабилизация. Думаю, это результат того, что правительство Подмосковья оказывало ощутимую поддержку милиции. В частности, областному ГУВД было выделено из бюджета области около 3,5 миллиарда рублей. Это дало ему возможность увеличить штаты, приобрести необходимую технику. Поэтому есть надежда, что дальше начнется спад преступности.
О спорных границах, назначении губернаторов и многом другом
РГ: Вот уже несколько лет Москва и Подмосковье ведут весьма острый спор о границах между столицей и областью. Почему это превратилось в непреодолимую проблему?
Громов: Не вижу ничего непреодолимого. У нас работает совместная комиссия. Она прошла уже весь периметр границы. В итоге осталось два, образно говоря, территориальных вопроса, которые волнуют Московскую область. Первый - Шереметьево. По инициативе столицы им занимался Верховный суд РФ, в постановлении которого однозначно сказано, что это территория Московской области. Но столичные власти не верят этому. Второй вопрос - 45-метровая зона от внешней стороны МКАД. Именно эта 45-метровая зона - золотая жила для бизнеса. Я надеюсь, что в этом году история с разделом будет завершена. Тут рубить с плеча нельзя. Надо поберечь друга друга.
РГ: А может, стоит объединить Москву и область в единый регион? Глядишь, и не осталось бы места для пограничных конфликтов.
Громов: Я категорически против такого объединения. И не потому, что я губернатор области. В конце концов вечно им не буду. Возражаю же по целому ряду причин. Во-первых, Москва является и должна оставаться именно столицей. Во-вторых, объединение Москвы и области само по себе никаких проблем не решит. Денег от этого больше не станет. А вот огромный, трудноуправляемый регион-монстр появится. Чтобы им хоть как-то управлять, над нынешним управленческим аппаратом столицы и области придется создавать сверху еще один, как это случилось в ходе реформы госвласти. Кому это нужно? Впрочем, если не обращать внимания на такие "мелочи", то жители Подмосковья от объединения только выиграют. Хотя бы потому, что средний уровень их доходов пришлось бы поднимать до столичного.
РГ: В связи с законом о новом порядке назначения руководителей субъектов РФ, многие действующие главы администраций в эти дни пишут в Кремль заявления с просьбой продлить их губернаторский срок.
Громов: Знаю. Их в шутку народ называет писателями.
РГ: А вы будете обращаться с таким заявлением?
Громов: Нет. Меня устраивает нынешнее положение. Я человек государственный. Работаю во имя интересов людей, которые меня избрали. Президент мне доверяет.
РГ: А мэров и руководителей администрации районов области, по-вашему, надо выбирать, или вы за то, чтобы их назначали?
Громов: Я - за выборы.
РГ: Кто прежде сидел в вашем кабинете на Старой площади?
Громов: Первые секретари МГК КПСС Гришин, Ельцин. Потом губернатор Тяжлов.
РГ: Борис Всеволодович! В недавнем прошлом вы боевой генерал. И говорят, сын солдата?
Громов: Да. Отец погиб на фронте, не успев даже взглянуть на родившегося сына. Мы получили три извещения о его гибели под Курском. Но могилу найти не сумели.
РГ: Какое время для вас оказалось самым сложным в жизни?
Громов: Без сомнения, пять с половиной лет войны в Афганистане. Не просто самые тяжелые годы, а тяжелейшие - и в физическом, и в морально-психологическом плане. После той войны я стал смотреть совершенно другими глазами на многие вещи, события, людей и их поступки.
РГ: Сейчас страна готовится к 60-летию Великой Победы. Слава богу, немало ветеранов еще живы, в том числе и среди жителей Подмосковья. Почувствуют ли они в юбилейный год заботу о себе?
Громов: Мы стараемся работать так, чтобы они были окружены заботой не только по праздникам. Решали и будем решать все проблемы участников Великой Отечественной войны. В том числе и связанные с жильем, телефонами, машинами для инвалидов. Я уже не говорю о памятниках, которые ремонтируются, приводятся в порядок и ставятся заново. Ведь все мы их дети, внуки и правнуки. И что бы ни делали, всегда будем перед ними в неоплатном долгу.