Российская Газета | Эммануил Гедеонович, как отметили свой недавний юбилей (65-летие – авт.)?
Эммануил Виторган | Юбилей пришлось устраивать три раза: первый раз в родном театре имени Маяковского после спектакля; второй раз – в «Виторган клубе»; третий раз – с друзьями. Было много цветов…
РГ | За время своей творческой карьеры вы сыграли более, чем в ста фильмах, причем у вас было много ролей отрицательных персонажей…
Виторган | Отрицательные герои мне более интересны, иначе бы я их не играл. Я никогда не отказывался от таких героев. И множество раз отказывался от ролей положительных, потому что, если вы заметили, писатели и драматурги отрицательных героев выписывают лучше… Еще я соглашался на эти роли, потому что мне хотелось, чтобы зрители понимали, что такое зло. Не мне вам рассказывать, что зла, к сожалению, в мире предостаточно.
РГ | А кого из отрицательных героев было играть интереснее всего?
Виторган | Наверное, бывшего зэка из фильма «И это все о нем». Жизнь этого человека была выписана автором романа очень хорошо.
РГ | В фильме «Битва за Москву» вам пришлось играть в гипсе. А какие еще приходилось испытывать трудности ради искусства?
Виторган | Я переиграл множество ролей, и бывать приходилось в самых разных ситуациях – и песком засыпало, и снегом, и дождем заливало, и в болоте тонул – все это было. Это не жертва, это нормальная работа. В фильмах я трижды лежал в гробу. Так что все на себе проверено.
РГ | Как режиссер вы работали над спектаклем «Шаман с Бродвея», в котором задействован ваш сын Максим Виторган. Не сложно было работать с сыном?
Виторган | Во время работы для меня не существует родственных связей. Так было тридцать лет с моей супругой Аллой Балтер. Никогда никаких поблажек друг для друга во время работы не было. А иногда семейные узы даже помогали воссоздавать те или иные образы на сцене.
РГ | Эммануил Гедеонович, какие у вас актерские, режиссерские планы?
Виторган | У меня впереди два серьезных фильма по хорошим сценариям, в которых я играю – подробнее пока ничего не скажу. Что касается режиссуры, крайне редко я набирался наглости заниматься этой профессией. Теперь есть задумка. В театре имени Маяковского буду ставить «Антигону» – я объединил «Антигону» древнегреческого Софокла и одноименное произведение современного автора Ануя. Получилась интересная смесь. И хочу сказать, что произведение Софокла на сегодняшний день более актуально, чем произведение Ануя, написанное в двадцатом веке.
РГ | У вас было несколько детских проектов – выпустили «Азбуку для малышей с участием Эммануила Виторгана», озвучили Карабаса-Барабаса в «Незнайке». Чем вызван такой интерес?
Виторган | Когда записывал «Азбуку», понимал, что все это для детей. А вообще, я очень люблю работать на радио. Такой простор для импровизации! Мне интересно создавать какие-то запоминающиеся образы. Озвучивание мультфильма привлекло, наверное, тем, что я редко озвучивал анимационные ленты – мне было интересно. Мы озвучивали фильм не по картинке, и уже под наши голоса рисовали персонажей.
РГ | Изначально вы как актер представляли ленинградскую школу. А теперь ощущается разница между московской и ленинградской театральными школами?
Виторган | Всегда считалось, что ленинградская школа – это школа представления, а московская – школа переживания. Сейчас все перемешалось. В Москве мне не нужно было как-то профессионально приспосабливаться. И так сложилась судьба, что мне грех жаловаться: я получил профессию, о которой мечтал; у меня были замечательные родители, потрясающие учителя, режиссеры. К сожалению, у нас профессия такая – не мы выбираем, а нас…
РГ | Что вам помогает переживать трудные периоды жизни?
Виторган | Помогает память. Я совершенно точно знаю – надо не вспоминать, а помнить. Точно так же как надо не слушать, а слышать.