Прошло больше недели, как 16 марта в Ненецком автономном округе разбился самолет Ан-24, перевозивший вахтовую бригаду нефтяников. Погибли 28 человек, 24 получили ранения. За это время было озвучено несколько версий трагедии. Сначала говорили о неисправности самолета. Потом о том, что летчика на кое-то время ослепил солнечный свет, отраженный от кромки льда. Высказывалось предположение, что посадку доверили второму пилоту, который, якобы из-за неопытности, допустил ошибку. В среду министр транспорта Игорь Левитин подвел черту под всеми этими версиями. Он сказал, что комиссия расшифровала данные параметрического самописца. "По предварительному итогу, - сказал министр, - это была неслаженная работа экипажа самолета при заходе на посадку".
- Расследование обстоятельств и причин происшествия продолжается, - говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько. - При этом используются записи так называемых "черных" ящиков самолета - бортового магнитофона, который записывает переговоры в кабине пилотов членов экипажа между собой и с диспетчером, а также самописца параметров полета, который регистрирует показания датчиков о работе систем самолета и двигателей. Хочу отметить, что изучение этих записей является одним из составляющих этапов расследования, но не самым важным.
Информация бортовых самописцев лишь подтвердила наше предположение, сформировавшееся на основе других фактов. Причины аварии связаны в первую очередь с так называемым человеческим фактором. А именно - с ошибками членов экипажа и недостатками в их взаимодействии при выполнении визуального захода на посадку в условиях белизны заснеженной подстилающей поверхности в безориентирной местности.
Возможно, что экипаж ошибочно принял за взлетно-посадочную полосу участок накатанной заснеженной дороги, расположенный по курсу захода на посадку на удалении 4 км от взлетно-посадочной полосы. Этим, вероятно, объясняется преждевременное снижение самолета. Ведь на удалении 4 км от взлетно-посадочной полосы самолет должен был находиться на высоте 250 м, а фактически снизился до 5 метров.
У нас также имеются вопросы по содержанию аэродрома и видам обеспечения полетов на аэродроме Варандей. Полеты в условиях Арктики имеют свою особую специфику и не допускают малейшего расслабления, даже в благоприятных метеоусловиях. Хорошая погода, в условиях которой производилась посадка, сыграла свою роль. Из-за яркого солнечного света не просматривались огни светосигнальной системы, включенной на аэродроме. А контрастность укатанного участка зимней дороги была значительно выше контрастности взлетно-посадочной полосы. В этих условиях необходимо было использовать радиотехнические средства аэродрома для захода на посадку и определения местоположения взлетно-посадочной полосы, но экипаж этого не сделал.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта уже направила в авиапредприятия директиву по превентивным мерам в целях предупреждения аналогичных авиационных происшествий.
Полностью интервью с Александром Нерадько будет опубликовано в одном из ближайших номеров.