В Третьяковской галерее открылась юбилейная, 25-я выставка проекта "Золотая карта России". На сей раз в столицу привезли лучшие живописные полотна из Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Сделано это еще и для того, чтобы в очередной раз напомнить о намеченном на конец августа праздновании 1000-летия Казани. В качестве ответного жеста в столицу Татарии отправлены полотна из Третьяковки, в том числе и те, что входят в основную экспозицию.
Вряд ли ответный дар казанцам сравнится с тем, что привезли в Москву они. Казанский музей один из крупнейших региональных музеев России. Собрание его превышает 25 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры. Для московской выставки, занимающей шесть залов основного здания в Лаврушинском переулке, отобрано лучшее - картины Левицкого, Верещагина, Серова, Кандинского, Гончаровой и других знаменитостей. Но жемчужиной экспозиции являются два собрания живописных работ - Николая Фешина и Баки Урманче.
Начнем с последнего. Б. Урманче (1897-1990) считается родоначальником собственно татарской профессиональной живописи. Ученик Александра Шевченко, он в конце долгой творческой жизни обрел какой-то особенный национальный колорит. Его декоративная живопись вполне годится для презентации народных корней и традиций в современном искусстве.
Что касается Николая Фешина (1881-1955), то едва ли не впервые многочисленные московские зрители смогут увидеть картины этого выдающегося и пока еще недостаточно известного широкой публике живописца. Уроженец Казани, Фешин в 1923 году эмигрировал в Соединенные Штаты, где и получил мировую известность. О нем, кстати, писали Ильф и Петров в "Одноэтажной Америке". Скульптор Сергей Коненков вспоминал, что в США Фешин был кем-то вроде председателя союза американских художников. Даже его дом, который он собственноручно сделал в Америке, соединив в нем русские народные мотивы с индейскими, стал еще одним шедевром, внесенным в национальный регистр исторических мест США. Мощную, неистовую и парадоксально гармоничную живопись Фешина можно сравнить разве что с полотнами Сутина. Во всяком случае движение кисти мастера едва ли не физиологически передает зрителю заряд живописной энергии.
В Казани хранится более полутора сотен его работ, созданных до эмиграции. Несколько картин американского периода подарила дочь художника в середине 60-х, когда в Казани состоялась первая большая его выставка и в родную землю был перенесен прах Фешина. Для сравнения довольно сказать, что в Третьяковке всего три его работы. Для любителей живописи и сама выставка из Казани, и большая экспозиция в ней картин Николая Фешина это, безусловно, событие, заслуживающее внимания.
На открытии выставки министр культуры Татарии И. Тарханов рассказал, кроме прочего, что к юбилею Казани решением президиума Академии художеств там будет создан филиал Суриковского института, на территории Казанского кремля откроется национальная художественная галерея, а в огромном здании бывшего юнкерского училища - постоянно действующий Эрмитажный центр. И вообще за последние годы было приобретено двести полотен татарских художников на сумму два миллиона рублей - показатель для нынешних региональных музеев неслыханный. Выставки же по городам России и за рубежом устраиваются везде, где есть татарская диаспора, чтобы люди могли знать и гордиться своим искусством. Завидная стратегия.
Тем временем сам проект "Золотая карта России", благодаря которому за последние годы в Москве можно было посмотреть поистине несметные сокровища региональных музеев, подходит к концу. Еще несколько выставок с волжских просторов - из Волгограда, Нижнего Новгорода, - и будет подведен итог. В частности, в виде мультимедийного каталога показанных за это время шедевров отечественных и зарубежных художников из российских музеев.